ИМАМ-ХАТЫБ и МУГАЛЛИМ  АСФАНДИЯР ЯРМУХАМЯТОВ.
ПОТОМКИ ДУСЯЯ - ОДНОГО ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ С.К.ПОЖАРКИ.

Здесь продолжение изучения религиозных контактов религиозными представителями нашего края.
Начало текста по ссылке:
№58. Шубино-Кочкопожарки-Астрахань. Джиганша Жаббаров..

  Продолжаю изучать  контакты нашего шубинца  - муллы Криушинской  мечети г.Астрахани  -  Жиганши АбдулЖаббарове (Джиганши Абдулжаббарове) с имам-хатыбом  Асфандияром  Ярмухамятовым 1864гр,  Хасяном Мифтахетдиновым ( из.д К-Пожарки), и возможно, тоже кочкопожаровцем  Хусяином Нажметдиновым.
 

Их контакт указан в работе Имашева М.М. (наши благодарности)

https://docviewer.yandex.ru/view/24684849/?*=W9UWQMzWIWC8QOEuDr2Ede7sYWp7InVybCI6InlhLW1haWw6Ly8xNjQwOTk5MTE0MjIzMjQ4OTEvMS4yIiwidGl0bGUiOiJrcml1c2hpbnNrYXlhLW1lY2hldC1pLWVlLXBlcnZ5eS1pbWFtLWl6LWlzdG9yaWktbXVzdWxtYW5za295LW9ic2NoaW55LWFzdHJhaGFuaS1uYWNoYWxhLWhoLXZla2EucGRmIiwidWlkIjoiMjQ2ODQ4NDkiLCJ5dSI6IjQ3NDE4NDkwNjE0OTE0MDE0MDciLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTExNjE2NTQ1Nzk2fQ%3D%3D


  Как стало ясно из вышеуказанной ссылке, где речь идет о наших земляках в Астрахани, рядом с 
 шубинцем   Абдулжабаровым Жиганша абзый  указываются и другие религиозные люди. И среди них указан  выходец из д.Кочко-Пожарки, Сергачского района   Нурмухаммят Асфандияров.

Моей целью была:
1. Найти дальних предков Нурмухамята Асфандиярова и изучить его род.

  Опять же, к сведению,  в источниках отца Нурмухамята  - муллу Асфандияра указывают по фамилии  "Ярмухамятов". Но по ревсказке 1811г еще 13 летнего Мухамедияра вообще написали как « Ияр». Думаю, Ияр - это как основное составляющее имени Мухамедияр. Например, по вариианту как МухаметРахим. 
 В ревсказке 1834г он  же записан как Мухамятьяр. И только в 1864 записали правильно как « МухамяТдияр». 
По логике: Асфандияр должен носит фамилию "Мухамядияров".

У Асфандира Мухамедиярова 1845гр  есть брат Мирсадретдин 1828гр. Но по ревсказке 1834г его записали как «Месятретдин», И только по ревсказке 1864г он записан правильно как «Мирсадретдин», т.е. Мирсадер. Даже самого Асфандияра еще в 1864г записали как «Аспиндияр». О потомках и предках муллы Нурмухамята Асфандиярова (точнее наверное всё же Мухамядиярова) было изучено мной еще несколько лет  назад. И только сейчас стало известны точные данные по этим моментам. А вообще, этот род изучен мной « вдоль и поперек», и конечно же, всё это довольно интересно, если даже я не житель с.К-Пожарки.

   
 В мае и июне 2018г, почти всё свое свободное время, т.е.  в течение  всего месяца Рамазан, приходилось заниматься изучением  родословных   некоторым кочкопожаровцам, а также   предков  мулл из этой деревни, которые известны уже нам по  истории этого села по работам Орлова А.М. и Сенюткиной О.Н.
     В этой статье можно еще дополнительно указать  те незначительные, может быть, но  конкретные моменты касательно кочкопожаровских  мулл, которые не указаны прежде.  Это, например,  род мулл и их конкретные  годы рождения Видимо,  это и  будет как новое от меня.
     Благодарен   двум двоюродным сестрам кочкопожаровцам  Якуповой Райсе и Флере, которые как наиболее активные по поиску  своих предков, выделили  немалую сумму на приобретение  из архива ГАНО  переписи 1864г и некоторых других документов. Конечно же, небольшая   часть инициативы исходила и с моей стороны. 
Удалось  посетить могилы родственников Нурмухамята Асфандиярова на кладбище с. К-Пожарки.
  
 
В итоге, по моему анализу, самым дальним предком у них оказался Дусяй (Досай), рожденный примерно в 1600-ые годы.

 У Дусяя  бабая  по крайней мере известен один сын. Это Мамак. У Мамака были минимум 3 сына :  Исенбердя, Исянгилдя и Мустафа 1648гр.  Первые 2 брата ушли на военные сборы в 1708г, и, видимо, не вернулись, но  у них остались потомки,  а вот Мостафа Мамаков с 14-летним  племянником Алкайкой Амяковым указаны по переписи 1718г в одном доме (семье). Есть и другие родственники.
   Теперь уже составлены полные родословные некоторым кочкопожаровцам.
     Само имя Дусяй(Досай) возможно исходит от имени Дусали,  или же, что маловероятно,  от Досмамета.
    
     Род Досая - действительно большой, религиозный, муллинский, представители которых выезжали еще в середине 19 века  и в другие регионы. В частности, мулла Нурмухамят Асфандияров был и в Киеве, был одним из инициатором строительства  мечети  в Астрахани и был там имамом  данной мечети.
      Теперь, еще найдена информация из интернета Измайловым Ринатом(мэмэз, Рыбушкино и Шубино) о 60-ти  семьях,  в том числе шубинских и кочкопожаровских, если не все 60 семей,   которые в 1860 –ые годы переселились в г.Киев, и там, вместе с другими мусульманами  построили мечеть. Об этом в работе Брилева Д.В. « Запретный ислам в Советской Украине». https://kpfu.ru/staff_files/F1675137138/167_313_1_PB.pdf

   Теперь уже, больше становиться уверенности, что предок Измайлова Рината(мэмэз) в лице Османа абзый Жедиханова 1822гр  побывал в Киеве и в Астрахани – не просто так. Он ездил туда уже к своим родственникам, которые чуть раньше там оказались и занимались каким-то конкретным ремеслом. И один из них, видимо, мыловарение, приготовление кумызы, кефира.
    Прежде, некоторых кочкопожаровских мулл я отметил в статье Муллы и азанчеи соседних сёл.

     По работам историков нашего края известны некоторые  муллы и азанчеи из с.К-Пожарки. После моего анализа список пополняется и становится с  точными  годами  рождения:
1. Мулла  Нурмухаммят Асфандияров 1864гр
2. Мулла Осман Асфандияров 1884гр
2.  азанчей МухаммятЗакер   АбдулНасеров 1835гр.
3. указной мулла Мирсадер Ярмухемметов
4.  Азанчей
 Мухамят Закер Абдул Насеров1835гр
5.
 азанчей Фейсхан Хабибуллин 1849гр, отцом у Хабибуллы является  Велиша.  Он является  потомком  Дусяя, идет от  линии его  правнука  Исмаила Исаева 1684гр.
6.  Азанчей  Аксян Салехов Салехов 1818гр , а его брат Ризван Салехов 1827гр.
Вообщем, теперь уже знаю не только точных дат рождения, но и их роды, членов семей, т.е. детей внуков, имена 1-х или 2-х жён и т.д.

     Указанный в ревсказке 1718г по д. К-Пожарки  абыз(мулла)  Янганай Смольянов 1652гр  пока не определен из какого рода. Но есть вариант. И укажу при анализе другого религиозного  представителя Юниса Алимова.
     Вообще, раньше, думаю,  в том числе  еще и в эти 1700 –ые  годы, абызами  считали не только религиозно грамотных  людей, а  тех, кто знал Коран наизусть ( или почти наизусть). Потом уже, с течением времени, значение этого слова применялось чуть шире – так могли назвать в обиходе просто хорошо  грамотного муллу, хотя, он не мог, может быть, знать  Коран в совершенстве. Знающих наизусть Коран -  стали называть хафизами. Именно таким указан спутник Нурмухамета Асфандиярова 1684гр – наш шубинский имам хафиз  Зиганша абзый Абдулжаббаров1881гр.

------------------
     Муллы  были и среди потомков  Кучкая мурзы. Вероятные из них - мулла Ахмет Вялитов,
 Сейфулла Афяров. Их линии  до конца еще  не изучены.

Мулла Ильяс Сейфуллине рожден в  1809г. Он умер в 1861г,   а его сын мулла Хисяметдин  родился в 1845г.
Отцом у Сейфуллы является Афяр Муртазин 1743г.
Значит, линия:  мулла Химяметдин 1845гр – мулла Ильяс1808гр-  мулла Сейфулла 1809гр - Афяр Муртазин 1743гр и т.д.

 

  Конечно, эту небольшую статью о кочкопожаровских  муллах и азанчеях, я посвятил бы известному в нашем крае, человеку авторитетному, образованному, с необычайно интересным жизненным путём, одному из потомков основателя с. К-Пожарки  того же Дусяя бабая – Юнисову Феракша абый( 1885-1971). Именно муллы из его рода вели долгое время точнейшую запись в нескольких родах, семьях в течение многих лет.
Да, они, видимо, видели 21 век, т.е. сегодняшний день. Написали, наверное, с надеждой к потомках, заботясь о них. Иначе- зачем писать, для кого!?

                          Юнисов Феракша абый(1885-1971)

                    

 Правда, возникает вопрос: оправдали ли их потомки их ожидания.
Этот вопрос касается не только конкретно жителей К-Пожарки, а вообще, в целом. Пусть каждый ответит для себя: заслуживает  ли он  носит фамилию своего  предка.

Думаю, мне удалось ответить на свой же  вопрос:
найти дальних предков Нурмухамята  Асфандиярова и изучить его род.

 

 В итоге, после изучения всех имеющихся материалов, можно поставить хотя бы вот эту мою схему. Но также есть возможность изучить все родственные связи этого религиозного деятеля.

К сожалению, ресурсы сайта не позволяют поставить схему в  нужным размере. Попробую еще раз позже.

М.Максут. (дополнение 30.11.23г).

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.