СВЯЗЬ ВРЕМЕН.
НАШЕ СТАРОЕ КЛАДБИЩЕ.

В месяц Рамазан, обычно хочется акцентироваться на вопросах религии, мечети, кладбища.
На вопросах религии я не знаток Корана, про мечеть один из шубинских современных религиозных «лидеров» в недавнем прошлом чуть ли не «запретил» писать, но на наших кладбищах можно остановиться. Тем более мне это самому интересно.

МАЗАРЛАР ОСТЕ, КАБЕРЛЯР ОСТЕ, ЗИРАТЛАР.

         с.Шубино. Наше старое кладбище- "мазарлар осте".

   Такими тремя разными выражениями жители татарских деревень нашего края обозначают кладбище на родном языке. Но, немного странно то, что наши шубинцы старое кладбище называют словосочетанием "мазарлар осте", хотя в нашем языке нет даже слов мазар и зират.
 И есть еще два вопроса:
1. до какого момента хоронили на старом кладбище, и с какого - на новом.
2. почему забылось старое кладбище, и как случайно оно открылось.

   В интернете есть значение этого арабского слова "мазар" - это могила мусульманского святого ( как обьекта поклонения).
   Но по нашей истории нам не известно: был ли кто такой святой в нашей деревне 17 веке или нет. Тем более у нас называется не "мазар" в единственном числе, а "мазарлар осте», и оно могло быть связано с происхождением и прежним местом обитания наших некоторых предков - я имею в виду с учётом их языка.
   Кто определял чаще всего правила жизни и имел отношение такому обьекту как кладбище? Конечно же, первым делом тогдашние абызы, и авторитетные по статусу основатели нашей деревни.
   В то время, такими могли быть у нас как сам основатель деревни Бекбулат Шоба, так и религиозный род Караевых.
   Еще наш историк Орлов А.М. допустил, что некоторые основатели д. Шубино имеют необычные имена, характерные северокавказского региона. На сегодняшний день, когда уже имеем реальные факты о наших предках, то можно сказать следующее.
   В 1623г, первым абызом в деревне указан Семак абыз Кобяков- вероятный сын служилого татарина Ковьянко Тобаева ( иначе говоря Кобяка Токбулатова). Также при разборе одного земельного дела в Шубине среди детей Байбулата ( а может быть и Бекбулата), присутствует абыз из д. Кочки-Пожарок Тобук Енаев. Это не означает, что у нас тогда не было абыза в деревне, нет- он был.
Этот кочкопожаровский абыз мог присутствовать с одной стороны как грамотный свидетель для вынесения правильного решения по этому спорному земельнему делу вместе с другими авторитетными шубинцами, с другой- может имел родственное отношение к Байбулату.

И там были следующие шубинцы:
Бекеш Розбахтеев,
Еналей Сюндюков,
Аклуш Аккузин,
Алакай Тенеев,
Ишей Кунеев,
Акай Урусов,
   
   Раньше же, все спорные вопросы решались с обязательным участием абызов, мулл. В данном случае, указанный в 1623г шубинский абыз Ковьянко Тобаев и указанный кочкопожаровец Тобук абыз Енаев – могут быть даже как отец и сын. В списках 1602г и 1613г нет по нашей деревне Енаевых.
   Если рассмотреть вот указанных 6 свидетелей, то сегодня уже имеем некоторые соображения и есть даже что сказать.

Давайте пройдемся.
Бекеш Розбахтеев.
Это сын одного из авторитетных людей в нашей деревне Уразбахты Караева. В д.Шубино было 3 брата Караевых, а в д.Карга- 2 их брата. Отец у них Карай Чюрин числился по д. д.Новый Усад ( около д. Сабачий Остров, нынешний Сафажай).
Сегодня можем сказать сколько было авторитетных мулл в нашей деревне из этого караевского рода!

Еще в 1630 году сам Уразбахта Караевых указан как торговец лошадьми в Москве.
   Из рода Караевых Мурза Алмакаев 1657гр был ответственным, провожая наших 26 односельчан на военные сборы. Он расписался за всех. Это тоже не простой момент.
   Как уже теперь знаем, Караевы – это потомки крымско-княжеского князя Нарыка Кукусева, рожденного примерно в 1470 – ые годы, который перешел на службу к Казанскому хану, и его сын Нарык Кукусев был вхож во двор казанскому хану, и как пишут : имел даже влияние на него. Думаю, с религиозной точки зрения прежде всего, но не только.
Некоторые источники сообщают:
  «Чура Нарыков (умер в июле 1546г, в Казани) — государственный деятель Казанского ханства, полководец, карачи-бек из рода Тама. Входил в число высшей знати Казанского ханства. Согласно русским источникам, которые подтверждаются и устными преданиями «шежере» - отца Чуры звали Нарык».
    Если полностью читать об этом роде, то просто мы сами полностью не представляем: чьими потомками мы являемся! ДНК результаты у шубинцев - представителей из этого рода связаны с представителями рода Бихана. А его считают чингизидом.
-------------

  Вышеуказанном списке вторым идет шубинец Еналей Сюндюков, который указан в списках 1602г и 1613г. К сожалению, в последующих документах о нём не известно. Только есть момент по одному документу 1686г, где указано, что выморочные земли шубинца Байбулата Еналеева переданы к Бибаю Сафарову- потомку основателя нашей деревни Сунчалея Кучукова, рожденного ориентировочно в 1570-ые годы. Как раз из этого рода указан в ревсказке 1718г абыз Кадермет Баймаметев 1669гр и указан выбывший в д.Медяна его брат абыз Исаналей Баймаметев. А потом и его внук Керим Селимов был абызом в этой деревне. (об этом обо всём есть на сайте Шубино). Об этом доказали ДНК результаты одного из потомков Исаналея Баймаметева из д. Медяна и шубинца в лице предка Джамили Османовой - дочери Азыйма Османова. Медянец и шубинцы - дальние родственники по мужской линии.
Здесь я акцентирую еще и на таком моменте: не имеет ли этот Еналей Сюндюков из списка 1602г какую-либо связь с известным родом Сюндюковых из д. Овечий овраг (Куйсуы). Именно от рода Сюндюковых идет линия известного с высоким религиозным статусом в нашем крае Садек абзый Юнисов ( о нём мои статьи на сайте с.Шубино под №50 и №51 с его родословной).

Почему так думаю.
Родословная Садека абзый за 17 век начинается так:

/
Айгильдя
/
Байзигит
/
Немяк Сюндюков

 А уж какой род и семья была у этих овечинских Сюндюковых- Абдулжалиловых в религиозном плане, можно только восхищаться.
   Может быть, здесь уместно приводить следующее.
В одной из своих статей о наших шубинских муллах и касательно Садека абзый из Куйсуы (Овечий овраг) я написал был раньше следующее:
  « В мае 2009 я встретился с уважаемым человеком села Жафяровым Хайдяр абый. Он помнит рассказ одного из уважаемых, религиозных людей нашей деревни, азанчея Башарова Ибрагима абзый (1888-1978гг) о том, "как ему, его отец Башар абзый рассказал, что в прошлом к нам в деревню не раз приезжал Садек бзый Абдулжалилов (1845-1886) из д. Куйсуы к шубинскому мулле Зарип мулле Хамитову (1860-1931гг). Они были хорошо знакомы, если не друзьями.
Приезжая верхом на коне к нам в Шубино, продолжал Хайдар абзый: «Садек абзый сначала посещал наше старое кладбище, что находиться на местности «мазарлар осте», и потом шёл в гости к мулле Зарипу абзый в дом».
   Конечно, если ехать или идти из Куйсуы в Шубино, то так и так, вольно или невольно надо пройти мимо нашего кладбища. Тем более, если по каргинской дороге. Тем не менее, можно предположить: не связаны ли шубинский Еналей Сюндюков с родом Сюндюковых из д. Овечий овраг? Интересно.
-------

Изучим 3-го свидетеля из вышеуказанного списка . Это Аклуш Аккузин.
   С именем Аклуш в списке основателей есть Булат Аклушев.
В «Писцовой книге 1624г» по Шубине в списке №1 «во дворе» первым указан как раз Булат Аклушев, вторым - Исен Богданов. Начало списка само по себе что-то говорит. Раньше не начинали список с рядовых служилых. Думаю, Булат Аклушев – не простой служилый, а Исен Богданов – это товарищ Бекбулата Шобы, и они вдвоем были в 1611г при размежевании земель между деревнями как представители из нашей деревни. Надо думать, эти служилые с высоким статусом.
-------------
   Изучим 4-го свидетеля из вышеуказанного списка. Это Алакай Тенеев. К сожалению, нет сведений о его потомках.
-----
   Изучим 5-го свидетеля из вышеуказанного списка. Это Ишей Кунеев. Он указан в списке 1602г и 1613г. Думаю, его потомки есть в малом количестве в Шубине и сейчас. Думаю, его даже можно связать с каргинцем-шубинцем Ижбулатом Кудашевым сыном Кунеевым, т.е. Ишей и Ижбулат – это дядя и племянник. А род Ижбулата Кудашева хорошо нам известен, даже были там купцы в 18 веке.
-------------
   Изучим 6-го свидетеля из вышеуказанного списка. Это Акай Урусов. Основатели д. Шубино Урусовы были как у нас, так в д.Карга. К сожалению, у шубинских пока не определил потомков даже за 17 век, так же, как и у Бекбулата Шобы.

   Для чего прошлись по этим служилым? Постарался указать их статусы. Чтобы определиться с названием нашего кладбища «мазарлар осте»: с кем оно может быть связано.
   Если взять во внимание вышенаписанное, т.е. статус рода Караевых и вероятность родства между представителями их с овечинскими Сюндюковыми- предками Садека абзый из Куйсуы, то предпочтение в определении названия нашего кладбища как «мазарлар осте» можно дать именно им, т.е. Караевым. Именно их территориальное и этническое происхождение могло дать название «мазарлар осте». И потому, что там похоронены люди с высокой религиозной направленности или статусом.
-----------------
   Переходим следующему вопросу: до какого момента хоронили в старом кладбище.
    Понятное дело: обосновавшись на местности «билге», наша деревня называлась просто «Йортлар», и даже еще в 1611году точно не имела своего названия. Старое кладбище «мазарлар осте» находилось рядом с западной стороны.
До какого момента там хоронили невозможно сказать, и судить можно только косвенно.

  Со слов Жафярова Хайдяра(йохом) , с кем я лично контактировал не раз, и который, один из трех односельчан, знавший своих предков до 7 поколения. Наш бывший азанчей Башаров Ибрагим абзый (1888-1978) сказал как-то Хайдару абый, что « первым на новое кладбище похоронили некоего Сулеймана». Интересно: какого?
По переписи 1718г по д.Шубино есть два Сулеймана. Это Сулейман Мосеев 1679гр, и он является вероятным праправнуком Уразбахтея Караева, и второй - это Сулейман Алмакаев 1650гр ориентировочно – это другой праправнук Уразбахтея Караева. Вот один из этих 2-х Сулейманов, видимо, и похоронен первым на новом кладбище.
Думаю, доверять информации от Ибрагима абзый можно. Это человек знаток своих предков до 1830 -х годов.

  Ведь сохранилось же название конкретной местности с 17 века на лугу- «уразбак» в честь Уразбахты Караева.

  В каком году наши предки перешли на нынешний участок – ближе к реке Пьяна- неизвестно точно. Но, думаю, еще намного раньше 1720г. И понятное дело, что даже после переселения, умерших продолжали хоронить на старом кладбище, хотя было оно и не близко.
----------------
   Разбираем другой вопрос: неужели наши предки в течение 17 или 18 вв не смогли оградить это старое кладбище «мазарлар осте» по периметру или еще как-то обозначить это место? Не может быть! Думаю, были наверняка какие-либо элементарные обозначения: простые надмогильные камни и даже элементарная ограда по периметру в простом варианте.
------------
   Что привело к тому, что забыли это кладбище «мазарлар осте»?
Представляете: такой не маленький по размеру объект забылся!? И к чему это привело!?
   Были ли такие тяжелые времена или не совсем ответственные муллы и другие религиозные односельчане в 17 и 18 вв? Но, если рассмотреть наших мулл в эти периоды, то многие как раз из рода Караевых. После смерти абыза Кадермета Баймаметева еще до 1718г, не знаю кто был муллой, но только к 1762г становится известно, что в момент переписи (ревсказки) 1762г выборным указан Мурсалим Мукеев 1713гр. Конечно же, он из рода Уразбахтея Караева.
Думаю, если не муллой, то был просто руководителем ( наподобие старосты) последние 2 десятка лет. И как представитель из знатного религиозного рода, хорошо должен был знать о состоянии старого кладбища.
   А может и было оно в целом удовлетворительном состоянии. Просто мы так сегодня думаем.
   Рожденный в 1757гр Ханмурза Мурсалимов из того же религиозного рода Караевых со 40 летним стажем мулла – никах не мог забыть этого кладбища. Точно так же и последующие его сыновья и внуки, которые были муллами в нашей деревне – тоже не смогли забыть.

  И даже живший во 2-ой половине 19 века Садек абзый из Куйсуы знал же – где находится старое кладбище. Значит, все хорошо помнили.
А когда оно пришло в упадок?
   Думаю, череда событий: революция 1917г, 1-ая Мировая война, годы коллективизации, годы ВОВ (1941-1945), борьба с религией и религиозными деятелями, голод и холод, когда старшее поколение умирали на войне, от голода и болезней, потом тяжелые послевоенные годы, когда остались одни вдовы и сироты – всё это явилось основными моментами вытеснения из памяти о старом кладбище.

И к чему это привело? Когда вспомнили или какие обстоятельства заставили вспомнить.
   Это привело к тому, что наше старое кладбище пережило двукратное осквернение старых могил.
   О забытом старом кладбище (мазарлар) вспомнили, наверное, только в 1949г, когда копали в тот год на том месте большую базу под силос, и при котором вышли множество больших человеческих костей . Наши односельчане увидев это, несколько удивились. Именно после этого случая, в этот же день, был такой сильный дождь с грозой, ураган, которые запомнились односельчанам на долгие годы. Видимо, это был знак свыше.
    Казалось бы, всё,- выяснили местонахождения старых могил. Решили как-то обозначить. Нет, видимо, в тяжелые 1950-ые годы для ограды по периметру не было даже элементарных досок. Моя мама Хава 1939гр говорит, что они, группа подростков в 14-16 лет, сделали вал вокруг старого кладбища. Надо думать, там хорошо потрудились. Да, если хорошо посмотреть этот земляной вал, то можно и сегодня заметить его.
   Надо думать, вал после многолетних повторных дождей, таяния снегов, растительности, увеличение числа животных как в колхозе , так и в хозяйствах привели к дефициту пастбищ. А наше старое кладбище опять забылось. Пасли на этом месте колхозную скотину. И ничего! Никому в голову не пришло: что там лежат наши предки, а мы гадим святое место – мазары- их могилы. Не нашелся ни один религиозный лидер, ни тогдашнее начальство, чтобы поднять этот вопрос. С учетом недавней сегодняшней ситуацией – это и не удивительно.
   Современный человек, читающий историю, думаю, находит ответ: почему еще в древности люди относились могилам своих предков так трепетно. Даже не всегда их враги знали: где могилы у того или иного соседнего племени.
   Но, память у наших оказалась короткой.
В 1974г, когда заложили асфальтированную трассу из с.Яново в сторону с.К-Пожарки, допусти повторную безответственность. Если раньше эта дорога проходила через центр деревни Шубино, то в этот раз по проекту 1974г, дорога должна была пройти через шубинские и кочкопожаровские посевные поля. Были ли возражения по этому проекту? Да, были, но, возможно, не у всех. Тем не менее, продолжали копать бульдозерами , поднимая почву для будущей трассы, тогда опять посыпались повторно человеческие кости - наших предков. Собрали их и закопали, трассу через эту местность всёравно провели по проекту. Этот период помнят уже мои ровесники. После этого случая стояла долго невыносимая жара. Старались быстрей закопать кости обратно до единого.
    Можно ли винить наших тогдашних руководителей? Я не берусь обсуждать. Не такие аналогичные, но некоторые ошибки совершаются и сейчас. Может быть, и упрекать прошлых руководителей не стоит. Они шагали вместе со страной и тогдашними высокими руководителями.

   На этот вопрос можно ответить, опираясь на период 1985-1990 -ые годы- на годы перестройки. Вся инфраструктура нашей деревни вместе с нашей страной пришел в упадок.
Кладбище, дороги в селе, клуб, медпункт, памятник, погибшим в ВОВ, централизованное водоснабжение, вывоз мусора, картофельные участки, сам колхоз - оказались в таком плачевном состоянии. А сколько лет жили в грязи: когда вокруг нас было столько мусорных свалок. Кто ответственен?
    Что касается состояния старого и нового кладбища в этот период, то можно винить и тогдашних религиозных лидеров, и руководителей, и наших дедов и отцов.

   И хорошо, что шубинская молодежь, начиная с 2007г, вёл активную работу по восстановлению инфраструктуры села, и в частности, старого и нового кладбищ.
    Старое кладбище при активном участии молодежи и спонсорстве Арифуллина Фаила Харисовича был обведено оградой по периметру и даже на середине его установлен памятник, достойный наших предков. Хотя, как уже отметил, это только половина старого кладбища. Хорошо, что не пасутся уже стада на этом месте. И некому из людей там ходить.

   А о недостатках на новом кладбище в течение многих лет напоминалось и мной. Были и призывы, и активность самой молодежи.
   Также благодаря спонсорству нашей односельчанки Ивашкиной Зифа апа Феракша кызы. Благодаря её спонсорству, новое кладбище тоже обведен по периметру забором. Некоторые из молодежи, в частности, югары оч, установили даже дополнительные ворота.

  А асфальтировиние дорог на кладбище и вокруг- это уже высшей степени успех шубинцев.
И, наконец, привели оба кладбища в хорошее состояние, кроме, может быть, некоторых моментов.
1.Продолжатся ли ежегодные коллективные уборки на кладбище- не берусь сказать.
2.Будут ли учитываться в дальнейшем расположение могил или будут случаи беспорядочного захоронения умерших .
3. Будут ли случаи захоронения на «чужие» участки без согласования «хозяев»?
4. Останутся ли некоторые «религиозные лидеры» на своих позициях, что можно хоронить повторно, где была уже вероятно могила, но «исчезнувшая» годами, и внешне она еле заметная. Тогда как глаз другого видит, что там уже возможно есть чья-то старая могила.
Лично меня, последние 3 вопроса несколько беспокоят и я никак не равнодушен.
Задаюсь вопросом: а если бы не копали в тот 1949г силосную яму или же не провели асфальтированную дорогу в тот 1974г, то мы узнали бы как-то о наличии старого кладбища. Сложно сказать.
Но изучая архивные дела, я бы глубоко задумался. Над чем?
В одном архивном деле 1847г, упоминаются косвенно 10 названий наших колхозных полей. 3-4 них, вообщем-то, совпадают с нынешними названиями, что у нас и сейчас в обиходе. Но есть два из них особенные.
Это:
«…..Ниже казанских купцов в Каргинскую дорогу»
«…..В старых могилах подля Аблязки Темаева».
И первое название интересное, а второе - еще больше.
По ревсказке 1782г есть один шубинец Абляк Тимаев житель тубен оч, и годы его жизни ( 1771-1845). И даже знаю сегодняшних его потомков. Но был и другой шубинец с такими данными. И об этом есть момент в другом архивном деле. И там так звучит: « из коих за Исянбердиными по выписи 1676 года июня 5-го из предковской их д. Ендовище Аблуки Тимаева отказной за него в той д.Шубино дяди ево выморочного поместье Янгилдейки Алмакаева 32 четв. - из дедовской их части 11 четвертей…».
Если сказать простыми словами, то Абляк Тимаев является племянником Янгильдея Алмакаева. А Алмакай- правнук Уразбахтея Караева. И Абляз Тимаев рожден примерно в 1690-ые годы.

Вот и надо думать, что еще в 1847г знали: у кого где могила. И любой из нас, прочитавший это архивное дело - задумался бы точно и подозревал бы наличие еще и старого кладбища (мазарлар осте) в Шубине. Вот для чего важно, в том числе, знание своей истории. С чем и поделился с вами в 1-ый день месяца Рамазан.
Многим уже известно, что с недавнего времени у нас в Шубине избран новый мулла Аллямов Булат Абдулла улы. Мы, многие уже его хорошо знаем. В прошлые годы он активно участвовал на коллективных работах по наведению чистоты и порядка на новом кладбище рядом с молодежью; активно участвовал на похоронах; совершал омовения умерших; исполнял роль азанчея; с его участием проходили мулла межлесе; установлены металлические ворота на западной стороне кладбища, и даже в интересах некоторой части односельчан, он сдал свой ДНК тест, и еще подтвердил и себя и других, что является потомком того вышеуказанного абыза Кадермета Баймаметева 1669гр, т.е. потомком основателя деревни Сунчалея Кучукова.
Вчера вечером, 10 марта, под его руководством в мечети был проведен на хорошем уровне 1-ый таравих намазы, видеоролик от которого распространен среди шубинцев, и даже москвичей. И всё это приятно радует.
Пожелаем ему успехов на этом посту, а всех читателей поздравляю с месяцем Рамазан.

М.Максут. 11.03.24 г.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.