НАШ ОСИРОТЕВШИЙ КЛУБ.

 

   Эту статью сначала поместил был только на своей  странице в   «Одноклассниках», но представляя актуальность вопроса, решено продолжить тему на страницах данного сайта.

  В группе «Шөбиле- туган авылым” активистами села Шубино, опираясь на известную нам уже “Программу , поддержка инициатив населения, готового со своей стороны вкладываться в их реализацию», поступило предложение: «восстановить дом культуры (клуб)».
    Как неравнодушный к просьбам односельчан и активистов в частности, хотел бы сказать несколько слов по этому поводу, т.к. призыв именно только такого вида как у активистов на страницах «Одноклассники»,  не раскрывает до конца  суть вопроса по предстоящему  ремонту клуба. И получается: « начало есть, а продолжение как получится».
    Решение любого вопроса, а в данном случае восстановление клуба, требует очень даже серьезного обсуждения, т.к. это вопрос не сельских дорог, в котором был заинтересован чуть ли не каждый из нас, т.к. каждому нужна нормальная дорога, по которой мы ездим на своих дорогих иномарках.
     Клуб вроде тоже нужен, вроде и не очень. Его восстановление было бы  не плохо, но в то же время нужны довольно немалые денежные средства. Думаю, положительный отклик со стороны односельчан может быть только в том случае, если указать всем понятным языком: для чего нам нужен отремонтированный  клуб.

    Вот я примерно так думаю. Неизвестно, что и как будет через 10-15 лет в нашей жизни. 
     Если суждено быть ремонту клуба, то, если только вот нашим нынешним поколением это сделать, потом, через несколько лет, за него не возьмётся уже никто.
    Для чего нам вообще нужен клуб? Пока в нынешнем этапе все же молодежь приходят отдыхать в село. И действительно, если не во всех залах клуба, то хотя бы в одном или двух залах ухоженного, обустроенного клуба не плохо бы провести нужные нам мероприятия:
1.ежегодные концерты для наших стариков с приглашением артистов из Татарстана
2. ежегодные концерты с участием своих шубинских певцов. Вполне серьезно говорю. Почему бы нет. Есть у нас такие певцы и баянисты. А то некоторые в 30 градусный мороз поют на улице, и поют, кстати, хорошо.
3.  можно провести и ифтары, встречать Новый год, провести свадьбы (если есть таковые) или любые аналогичные увеселительные мероприятия. Может быть, сюда включить и те даты, которые связаны с нашими предками, образованием села, к памяти заслуженных односельчан.
4. лично я порекомендовал бы еще провести в клубе ежегодные июльские соревнования по шашкам и шахматам. Так хочется узнать: кто же у нас самый сильный. А то некоторые дома закрывшись играют, и уровень у них неплохой, а реализовать себя в соревнованиях не могут. К списку шахматистов вернусь ниже.

    Из недавней истории. В мае 2014г, в холодных застенках клуба, удалось мне заинтересовать некоторых шахматистов так, что бились в течение недели до 12 ночи несколько шахматистов. Стоило мне сказать : «кто меня обыграет 3 раза в 5-ти партиях, того ждет вознаграждение». Нашлись, однако, желающие играть.

 Понимаю, всех одновременно невозможно собрать, но при желание и это можно сделать, и точно также провести и другие мероприятия.

     Недавно на свою электронную почту получил письмо из представителя одного из деревень Спасского района, Пензенской области. Там тоже живут татаромишари. Правда село у них меньше чем наш, и так же молодежь подалась в города, но приезжают в деревню в основном только летом и два религиозных праздничных дня. Ну, всё почти также, как и у нас. Вопрос еще в другом. Этот представитель, читая и видя наши дела, в том числе и по нашим кладбищам, пришел в удивление. Он поражен прежде всего тем, что мы так ответственно ухаживаем коллективно наши кладбища, могилы и т.д. Я написал выше выражение «наши кладбища». Да, у нас оба кладбища в ухоженном виде. А у них, как написано автором письма: «всё брошено». У них есть тоже старое кладбище, как и у нас. Но у них это старое кладбище - одно только название, голая степь, и по нему ходят скотина, нет даже ограды по периметру. С другой стороны, к чему удивляться, у нас ведь до 1986г то же самое было. Еще этот товарищ пишет, что и новое кладбище у них в безобразном состоянии: ни общей ограды кладбища, ни ограды на конкретных могилах и т.д и т.п. И мулла у них не выдает из фонда мечети ни копейки денег на восстановительные работы, объясняя это тем, что у них КРИЗИС. Хотя, сбор денег в праздничные дни Ураза и Корбан байрам доходит до 20-25 тыс. Сравните с нашим сбором: у нас до 200 тыс рублей в каждом празднике. И гордитесь!
    Автор письма также указал, что мулла не местный, а из соседней деревни, и что еще у автора письма есть слова, которых не может мне передать, потому, что некоторые деяния муллы не вписывается в рамки приличия. На похороны, а также копать могилу, у них не идут всем селом, как у нас, а приглашают только отдельно конкретных близких и т.д. Никак не могу и не имею права осуждать ситуацию в том конкретном селе, т.к. люди сами выбирают: как им надо жить, но для нас такие дела немного не в себе.
  У нас же, многое сделано своими руками за последние 10 лет, и вопрос ремонта клуба зависит только от нас самих. Если есть в этом необходимость, то можно взяться общей силой, как сделали наши сельские дороги, если нет необходимости, значит, не надо тратить и деньги. А обьем даже минимального ремонта предстоит немаленький. К тому же, нам пока необязательно одновременно восстановить все помещения клуба. Нам бы пока отремонтировать хотя бы:
1. Половину крыши его восточной половины(Пожар ягы)
2. Потолок большого зала и над потолком.
3. пол (видимо) и кресла для зрителей.
4. Заменить окна, шторы, электрооборудование
5. Обелить стены и т.д.
   Для начала и этого хватит, а там видно будет. Думаю, необязательно какой-то шикарный ремонт. Ради справедливости было бы неплохо даже восстановить тот разрушенный некоторыми тупыми односельчанами старый стенд с фотографиями
« Строители клуба», т.е. список построивших наш клуб в 1976г». Думаю, компетентные из нашей среды смогут написать полный объем предстоящей работы и вычислить весь объем необходимой денежной суммы. Но в этот раз, как у нас дружно получилось с восстановлением сельских работ, может и не получится собрать денег со всех односельчан. Поэтому, думаю, более реально эта поддержка может быть со стороны конкретных спонсоров, частично мечети и но и остальных неравдушных, в том числе и тех, с кем занимались и кого вывели на сцену в 1980 –ые годы наш односельчанин Аллямов Феракша абый и Салахетдинов Мустафа абзый из д.Пица.
    За последние 10 лет много сделано односельчанами, и практически все намеченные вопросы были решены почти на «отлично». Только вот некоторые семьи и конкретные люди выпали из той обоймы односельчан, которые если не своим личным трудом, то помогали деньгами. А некоторые и своим трудом плюс еще и деньгами. Надо попробовать начать ревизию состояния нашего клуба и определиться объемом необходимого количества денег. 
Таково мое видение начала решения этого вопроса.
Ниже на фото:
1. наш осиротевший, брошенный нами клуб
2. незабываемый певец Шамиль Сафиуллин
3. концерт Ф.Динара в клубе в 2009г.
К таким концертам, наверное обрадовались бы не только наши односельчане -зрители, но стены нашего клуба.

 

 

08.01.17г.

Продолжение обсуждения темы ремонта клуба. Немного истории.

 

Есть изречение: «Куй железо, пока оно горячо». И в нашем случае, не помешало бы активизироваться всем: и главе администрации села, и активистам, и всем остальным.

Мы, многие, при решении таких трудоемким вопросов  обычно исходим  из позиции «сегодняшнего дня», а не знаем  что ждёт нас впереди. Я уже отметил: если клуб не будет отремонтирован именно в наше время нашими силами, то в будущем- это очень сомнительно.

    Чувствуется,  что у многих нет уверенности в этом вопросе. Давайте все же работать активнее над этим вопросом. Если шубинскими активистами другие   вопросы решаются на «отлично», то по этому вопросу  они большей частью почему-то молчат. Если посмотреть на  сайта Ф.Рашида на фото шубинских активистов, то большая часть из них, не в обиду сказано, уже не так активная.
А что остальные? Тоже ждут, пребывая в состоянии подобному (перефразируя) : утром клуб, вечером- деньги. Но, так не бывает в жизни.

   На страницах газеты Туган як, то и дело читаю, как практически во всех  клубах соседних деревень проводятся разные мероприятия. И нам бы не отставать в этом.

Один  эпизод из  нашей клубной истории.
В июле 2008г,  когда в нашем клубе выступал Фейсханов Динар со  своим замечательным концертом, был такой эпизод.

 

   Я собрался идти на концерт Динара, иду уже по улице. Мне навстречу бежит Фейсханов Алимжан (болгар) и на ходу проклинает  многих. Почему?  В клубе готовят музыкальную аппаратуру, но не работает ни одна из электрических розеток. А бежит Алимжан  домой  за удлинителем. Вообщем, протянули  кое-как удлинители из  соседнего зала клуба и вышли из сложной ситуации. Какому артисту или певцу охота выступать в таком клубе.
   На сегодняшний день, это  одна из главных причин отказа выступить у нас в клубе Динаром. Хватает и других причин, и они связаны также необустроенностью. И безопасность посетителей- на первом месте. Потолок сыпется и могут быть большие неприятности.

А было время, когда  заведовал  Аллямов Феракша абый, в нашем клубе выступали замечательные, любимые нами народные и заслуженные артисты Татарстана. Будь это Ильхам абый Шакиров, Альфия апа Авзалова, Габдула абый Ряхимкулов,  Тахир абый Якупов, Хамдунә апа Тимергалиева, Нурахмят Ахметжан, Расим Низамов  и многие другие. Это получается был золотой эрой в нашей жизни.
Немного из истории в фотографиях.
Ни
же, на фото№1, наша бывшая старая  соборная мечеть, она уже видимо  немного видоизмененная. Фото я получил от Хабибя апа.

Ниже на фото №1 - это наша бывшая  деревянная мечеть. Её в 1937 -ые годы превратили в клуб. 

Фото №1.

 

 

--------------------------

Клуб конечно не мечеть.Мечеть-  первым делом для нас, но для полноценной  в жизни нужен и клуб.
Почему как-будто бы  я  пекусь  по этому вопросу. Просто мне вспоминается ещё одна моя  предыдущая статья, где говориться о том, как прежде, даже в очень тяжелые времена,  наши предки смогли собраться  силами и восстановить необходимые им  учреждения. Об этом мной написано было еще 1 ноября 2012г  в статье    
Забытые имена. 1888г.

 

Фактически на документе указаны всего лишь имена и фамилий, подписавшиеся на этом  заявлении  в ОДМС. Но, по мере ознакомления с имеющимися документами, почти многие из списка стали известны: кто есть кто, из какого участка, стало известны  их нынешние потомки и родственники.
Всё это пишу для того, чтобы все мы подумали о вопросе необходимости клуба, не забывая своих предков, не забывая их труды, что они  преподносили нам практически  «на блюдечке».

----------------

 

Ниже, приведу из этого уфимского архивного дела несколько листов копии (всего в деле 20 листов).При нажатии на фото - все они увеличиваются.

 

Думаю, написанные таким мельким шрифтом текст, не каждому легко расшифровать, но когда их уже не раз встречал - нет особых проблем.

Да,для начала ремонта мечети,  печатей надо было многое количество.А для ремонта нашего клуба- только наша воля.

 

М.Максут. 08.01.17г

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.