Нижегородские переселенцы.
На этой странице речь о том, как выходцы из нижегородских татар основали свои селения и в других регионах.
При поиске предков основателей
д.Шубино, но и других татарских деревень нашего края, приходится общаться с историками-любителями из Башкортстана и Татарстана, которые тоже ищут
своих предков среди нижегородских татар, т.к. последние, в силу разных обстоятельств, еще в 17 веке, но и также позже, оказались на территории вышеуказанных республик.
Этим историкам-любителям тоже приходится заниматься разными архивными документами, касающимися нашего края. Они бывают
и в московских архивах. Пусть не часто,
но иногда мы обмениваемся архивной
информацией.
О переселенцах из нашего края мы встречаем в работах наших историков Орлова А.М.,
Сенюткиной О.Н., Кудашева Р.Ш.( мои повторные благодарности).
В данном случае, речь пойдет о том, как еще во второй половине 17 века некоторые из нижегородских служилых татар выезжали в Казанский и Уфимский уезды, где на определенных
условиях примкнулись к казанцам или башкирам. И многие из них прошли там нелегкий путь адаптации. В архивах, особенно в уфимском, немало
документов по этой теме.
В одной, полученной мной у Вахитова Р.Н. информации ( мои благодарности) говориться о том, как шубинцы и пошатовцы в середине 17 века
попали в Уфимский уезд, и примкнулись к местным башкирам, купив у них землю, и основали там свое селение. Ныне селение называется д.Тюрюшево (Тюрюш), Буздякского района, республики
Башкортстан.
В другом документе, касающеего их же, указывается, что при проверке переселившихся идет расспрос новиков : кто откуда пришел?
В документе 1720г находим шубинца 70-летнего Исенберда Биметева 1650гр и его брата Абдюка Биметева 1655гр со своими сыновьями и внуками.
В
момент переписи 1720г , вышеуказанные мещеряки каждый в отдельности сказали следующее: «..сошел де в Уфинский уезд дед ево Исенбердиев из Алатырского уезду из деревни Шубаевой тому сорок три
годы, а службу великого государя не служил, а в десятню
на Уфе написан и рублевые деньги платил, а указом великого государя, посылаемым по тем указом будет во всяком послушание и положенные подати их карабельной работе работников против своей братьи
других губерней платить и службу служить со всяким послушанием готовы, и ежали по указу великого государя повелено будет с нас взять запушение противностию нашею доимка, что с нас надлежало в
прошлых годех работников и за работников деньгами взять против нашей братьи и других губерней, и ту доимку платить же со всяким послушанием станем и ни в чем никакой противности не покажем. А
буде я, Исенберда, с детми своими и внучетами какую хотя малую противность покажем и нас бы указал великий государь взять в Казань и поселить где повелено будет, также у переписи детей своих и
братьев, и племянников, и родственников никово не утаили, а буде кто из вышеписанных наших дворов утаен будет, и за то указал бы великий государь нас казнить смертию, а жен наших или ково утаил,
взять из Уфинского уезду и поселить где повелено будет царского величества указом».
Надо
думать, что настоящие их имена- это Бикмамет, Абдюхан. И к моменту проведения переписи, к 1720году, у них были уже взрослые дети.
Сам Би(к)мет должен с 1620гр ориентировочно. Поэтому есть 2 варианта анализа с определением его отца: с кем из основателей деревни связать его.
Со слов моего односельчанина, старожила шубинца Сябитова Жиганша абзый, рядом с ним был жилой дом, которого называли «терюш/тюрюш йорты». Ныне это хозяйство Жамалова Тагир абый (тёкаки). Именно до 1940г там найдены меч и щит, которые сданы в нижегородский музей. Возможно предки этого рода (семьи) имели связь с д.Тюрюш, Буздякского района.
Аналогичное объяснение, подобное биметовскому, написал и пошатовец в лице Немеда Размаметева 1650гр. Думаю, настоящие имена у Немета – Невмят, т.е. Невмятулла, Размамет- возможно Уразмамет.
В итоге, некоторые из новиков, пожелавших поселиться на территории Уфимского уезда, обратно выселены в Алатырский уезд 40 семей из 122.
Оставшиеся, повторно указываются в переписи 1748г, с увеличением членов их семей.
Думаю, в дальнейшем анализе по переписям по потомкам Бикметевых и Размаметевых должны быть заинтересованы нынешние жители современного села Тюрюш, Буздякского района, Республики
Башкортостана.
18.04.15г
-------------------------------
По мере поиска найдены предки Исянбердиных в Шубине, и найдены другие братья Бикметова (Бикмаметевы, Баймаметевы) в д. Медяны. Об этом подробно в статье:
№16а. Шубино-Медяна- Тюрюш.Исаналей..
Камкинские переселенцы.
Еще
одно дело, касающееся переселенцев, и тоже полученное от Вахитова Р.Н., это о потомках известного многим в нашем крае князе Ямаше Мангушеве. Об этом князе и о его потомках достаточно много есть информации, в том числе в Писцовой книге Алатырского уезда 1624-1626ггр ( ПКАУ 1624г)..
В данном случае речь о том, как потомок Мангушева в лице его Якупа Ибраева князь Мангушева со своими товарищами в 1761г переселились на землю, купленную у башкир Кайлынской и Кара-Табынской волостей. Там же указана
одна из причин переселения.
Вот краткое, отрывками содержание из данного документа:
1761 г. марта не позднее 30. —Прошение татар Алаторского уезда князя Я. И. Мангушееа с товарищами в Камер-коллегию о переселении на землю, купленную у башкир Кайлынской и Кара- Табынской волостей.
Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня, императрица Елисавета Петровна, самодержица всероссийская, государыня всеми лостивейшая.
Бьют челом ведомства Казанской адмиралтейской канторы Ала- торского уезду, деревни Камкины
служилой мурза Якуп Ибраев князь Мангушев с товаръпци. А в чем мое прошение, тому следуют пункты:
1-е.
По минувшей второй ревизии служилых мурз и татар написано в подушном окладе в Олаторском уезде во оной деревни
Камкино
226 душ, в деревни Грибановой' 241 душа, в деревни Каргах 261 душа, в деревне Ендовшцех 364 души, в деревне Пошатове 180 душ, в деревне Красном Яру 34 души, в деревне Кадомке 77 душ, в деревне
Собачье Острове 369 душ. Точию при тех деревнях во владени оных татар земленых дач имеетца самое малое число и лесных угодей ничего в дачах наших нет; отчего многия мурзы и татары имеют немалое
убожество и скудность и в платеже подушных и протчих государственных податей несут крайнее изнеможение.
А в прошлом 1759-м году сентября 24-го дня по общему оных деревень мурз и татар[1] я, именованной, купил ведомства Оренбургской губернии, Уфимского уезду, Казанской дороги, Канлинской и Кара-Тобынской волостей, деревни Теркаевой у башкирцев Тимера Аптекева с товарыщи их старинную луговую землю на речке Усяне по урочищам, о чем имянно значит в данной мне от оных башкир купчей, которая и в Государственной Вотчинной колегии явлена, с которой при сем прилагаю точную копию) а.
Текст приложенной копии купчей следующий:
Лета 1759-го сентября в 24-ый день. Оренбургской губернии, Уфимского уезду, Казанской
дороги, Канлинской и Кара-Табынской волостей, деревни Тюркаевой башкирец Тимер Аптекеев со общаго согласия той деревни старшины Кадраса да Илгася Моллакаевых, Бикташи Кудрасева, Тлапа Тюркаева,
Тявяна Булгачена, продали мы, Тимер, ведомства Казанской адмиралтейской канторы Алаторского уезду, деревни Камкины служилому мурзе Якупу Ибраеву сыну
князь Мангушеву с товарищами, жене ево, детям и наследником впрок бесповоротно и без выкупу в вечное владение в Уфимском уезде старинную луговую землю на речке Усяне с мельничными берегами, с
лесы и со всеми угодьи, окроме бортных деревьев. А имянно: по урочищем от устья речки Казанлы…….
Да сверх тех урочищ для всякой надобности въезжать и в протчие места в большей лес без запрету. За которую проданную
землю взяли.мы, башкирцы, у него, мурзы Мангушева, денег 50 руб. И впредь мне, Тимеру, и означенным товарищем моим до оной проданной земли дела нет и не вступатца. И напредъ сего оная наша земля
иному никому не продана и ни в каких крепостях не укреплена. А ежели во оную проданную землю будет кто с стороны встунатца/и нам, башкирцем, ево, Мангушева, очищать по своим жалованным: грамотам.
А ежели оная земля от него, Мангушева, каким-нибудь случаем отойдет в постороннее владение, то взять ему, Мангушеву, с нас, башкирцов, вышеписанные данные свои деньги с пошлины и с убытки но
скаске ево все сполна.
К подлинной купчей Алаторской правинциальной канцелярии подканцелярист Яков Иванов сын Ожегов вместо вьшеописанных продавцов Темера Аптекева руку приложил. Свидетели: канцелярист Иван Федоров сын Попов, подканцелярист Михаила Петров сын Фурсов, канцелярист Михаила Петров сын Ожегов руки приложили ж. Подлинную купчую писал пищик Федор Герасимов по приказу надсмотрщика.
К сей копии Якуп-мурза руку приложил.
18.04.15г.
Как раньше отметил в статьях, к населенным пунктам Старые Атлаши и Балыклыкул имели отношение и представители деревень нашего края.
Представление об этих деревнях можно познакомиться, нажав сюда:
----------------------
Ендовищенцы в Стерлитамакском уезде.
Дело по прошению д. Шубиной татарина Габейдуллы Абузярова и татарки Гульзяверы Искендеровой по введению покупной земли в их владение.
1837 год.
Купили мы, Оренбугской губернии Стерлитамакского уезда деревни Тукаевой у татар Катуара и Канзефара Мурказиных крепостную их доставшуюся им по наследству от умершего отца землю четыре четверти с угодьями, покосами при д. Ендовищах за 600 рублей. Купчая выдана, но в суде не явлена. Купчая от 24 марта 1837 года.
-------------------------------------
Нижегородские переходцы в Аургазинский и Стерлитамакские уезды РБ.
Из деревень : Грибаново, Ключище, Красный Яр, Антяровка, Ендовище, Овечьи Овраг, Петряксы и т.д. Об этом можно читать
здесь И сопредельных территорий - Сторінка 15
или
нажмите сразу на цифру"15"
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 182
---------------------------------
Еще
в августе 2011г на сайте поставлена статья
№11 Служилые татары.Переходцы Узбехтеевы..
В случае с предками Алембикова М. Г. есть некоторое продвижение. У него есть своя статья о переселении его предков в д.Султанмуратово Стерлитамакского уезда.
Он отмечает, что « В основном в эти годы Мухамметевы выдавали своих дочерей за служилых татар деревень Балыклыкулево, Буреказганово, Тукаево Стерлитамакского уезда, деревень Аюханово и Мияки Белебеевского уезда, деревни Биштеке Уфимского уезда…». Надо думать, что нижегородские татары, даже находясь вдали, в разных деревнях, всё равно держали между собой связь. Как раз названия этих деревень фигурирует в названиях некоторых архивных дел в ГАНО.
-------------------------------
Подробно на сайте Мещеряки — posredi.ru Блог писателя Сергея Синенко...
М.Максут.