Познай свой край и своих предков.

 

На основе работ   историков нашего  края, на этой странице попробую  изложить некоторые интересные сведения, касающиеся нашего края и наших  шубинских предков, и  не только наших.
Может быть, большей степени здесь преобладает  мои  размышления и предположения, тем не менее, таков ход моих мыслей.

Сокращения:
1.Писц.кн. татарск. поместным землям Алатыр. уезда - ПКАУ1624г

2.Арзамасские поместные акты - АПА, автор : С.Б.Веселовский.


Мой анализ по поиску наших предков продолжается всё по тем же вопросам - по поиску сведений о Бекбулате Шобе и Караевых Розбахтея и Янбохтея.

 

По этой теме есть сведения в статьях:


№6 . 1630г. Шубинцы- служилые татары - торговцы в Москве ..

 №4 Список служилых1624г.с частью   Чуфарово.. 
№7 Поиск шубинских служилых Караевых..

 В этой статье некоторые моменты повторяются,и в будущем вся эта информация будет приведена к одному знаменателю.

 


Не дает мне покоя то, что сколько татарских деревень в нашем крае, и все они называются словом "авыл", тогда как  наша деревня называется "Шоба иле" Даже еще в 19 веке, наши муллы оформляя бракосочетания на арабском языке, указывали другие деревни  с употреблением приставки "ИЛ". Например,  Пожар иле, Камка иле, Пошат иле, кроме одной - " Ураза авылы".
Ведь интересно: почему так "Шоба иле", и  кто назвал таким именем? Сами шубинцы или татары из соседних деревень?
В предыдущих статьях  в своих предположениях  имя "Шоба" я связал  то с  Янбохтой Караевым, у которого возможно был сын Шобай и брат Розбахта Караев, который  указан в Писцовой книге 1624г по д.Шубино, а как торговец лошадьми в 1630г,  указан как житель  д.Лепня Арзамасского уезда. Здесь 
 
№6 . 1630г. Шубинцы- служилые татары - торговцы в Москве ..


О месторасположении  и связи шубинцев с д.Лепня, Арзамасского района  и с известной нам д.Какино, Гагинского района - я уже   отметил в предыдущих работах. В настоящее время д.Лепня относится к Гагинскому району.

Рядом с вопросом: почему наша деревня называется как "ил" встает вопрос: почему наше старое кладбище называется "мазарлар өсте". Откуда это название? Что за святой или святые похоронены там? Или же так называется кладбище на крымский вариант? Тогда с кем связано название. С Караевыми или Бекбулатом Кильдеяровым или еще с кем?
Возможно и так, что это название идёт либо  из северокавказского региона(как отмечает Орлов А.М.) или из крымского региона. 

В начальный период формирования  нашей деревни,  да и потом, имели вес следующие роды:
1. Бекбулат Шоба. Возможно, он же Бекбулат Кильдеяров. Анализ будет ниже.
2. Янбохта и Розбахта Караевы
3. Сомчалей (Сунчалей) Кучуков, из рода которого есть ранние абызы (муллы) и вероятные переселенцы в Уфимский уезд- Биметевы.
4.  Тулуш Нонаев, у которого брат Тобук Нонаев вместе с Рохбахтеем Караевым  и с татарами из соседних деревень торговали лошадьми в 1630г в Москве.

5. Ижбулат Кудашев ибн Кунеев, купеческий род.
6. Мамеш Кудабердеев, 

 

Первое  моё  допущение такое, что  наша деревня могла   называться  не по имени Шоба, а  именем другого служилого, в частности, по имени одного из сыновей или внуков Карая, т.к. нам известно, что один из потомков Караевых, в частности, Бекеш Розбахтеев носил  статус мурзы. А статус у  Бекбулата Шобы не указан, но он в ПКАУ1624г указан как самостоятельный, неслужилый. Поэтому, при решении вопроса  главенства (старшинства) в деревне,  они могли бросить жребий - шоба. Может быть, отсюда берет начало  название деревни.
Есть и такое предположение, что  авторитетность и численность  рода вышеуказанных  Караевых повлияло на название нашей деревни  с приставкой "ил", и потом  наше  старое кладбище получило название на крымский вариант - "мазарлар" в честь самих же  Караевых.   Родство Караевых и Бекбулата Кильдеярова по понятным причинам недоказуемо, но допустимо, что братья Караевы и Кильдеяров к концу 16 века какое-то время жили в другом районе и  знали друг друга еще до 1602г.

В   ПКАУ 1624г по Шубине есть личность Кобиянко Тобаев. Имя Кобиянко - это сокращенно  Кобяк.
 И еще по одному документу 1633г, полученного от Каюмова Рамиля,   в нашей деревне был  
Семак-абыз Кобяков. А это уже о многом говорить,т.к. абызами могли быть в основном по "наследству", т.е. передаваться из поколения в поколение в одном роду (также семье). В случае отсутствия абыза среди служилых в какой-либо деревне, они могли позвать(нанимать) из соседней.
Документ, подтверждающий личности 
Семака-абыза Кобякова:

Ф.155, оп.100, 1801 д.16:  л.10 (сейчас 25) - отказные книги 30.10.7142 \1633\ из лишней примерной земли татар д.Карги Ивашку Кораеву и 2 др. (в составе копии - с л.10=24 - с копии 13.4.1766 № 296 Гос. вотчинной коллегии по справке в архиве еще с гл.24 писцовой книги 7132-7134 гг ( 1626г) .; подана его потомками-каргинцами при сказке о владении этой землей), где: межи, в числе других соседей, и с землей д.Шубино Бекеша Разбахтеева с товорищи.; были на отказе разных д. татары, в т.ч.  д.Шубино:  Семак-абыз Кобяков, Бебеков (без имени), Сепаи Караев.

--------

По переписи 1719г по нашей деревне есть Кадей Семаев1659гр. Кроме своих детей,  у него в то время жил племянник Карбулат(Каразбулат) Мурзакаев 1674гр. Это род я определил точно как потомков Бекеша Розбахтеева ибн Караева по переписям разных лет. Имена  повторялись в роду, и по этому имени Карабулат предстоит дальнейший  анализ. Может быть, в этом роду прежде была личность по имени Карабулат, сокращенно Карай.

 А имя "Семак-Семакай", возможно, среди наших идёт уже от нашего Семакая Арапова, а вообще само имя возможно идёт от Семакая Кутлеярова -  одного из известных служилых в начальный период формирования деревень нашего края.
О перекрестных именах среди детей и внуков основателей татарских деревень, можно написать одну небольшую статью.

----------

Предание шубинцев о том, что дд. Шубино, Карга и К-Пожарки образовались  служилыми татарами, которые имеют изначально родственные связи - можно считать правдоподобным. Правильнее сказать: один из шубинских братьев Караевых  по имени Ивашка  является одним из основателей д.Карга.  Совсем маловероятно, но также допускаю, что один  из родственников Кучкая мурзы  в лице Алея Бейбулатова из д.К-Пожарски  мог обосноваться  в д.Карга . 

В другом документе (ф-161,оп109, дело 51) татарин д.Карга Сеитбурхан Мосеев показал, что " в д.Шубино за его предком  Сюняем Девлеткильдиевым по выписи 1703г есть участок", и что участком он владеет с родственником Умяром Ме(г)деевым.....". 

А мой анализ далее таков, что у Умяра потом родится сын Салех в 1798 году, который станет муллой в Шубине.
Потомки  Салеха Умярова изучены по сегодняшний день.

У  Кучкая мурзы, кроме внука Семакая,  возможно есть еще другой сын по имени Ишмамет - в этом у меня тоже есть предположение. 

О том, что Кучкай мурза  из Арзамасского уезда  именно
 "в спешке" обосновался  "  на нынешней местности и обосновал деревню д. Кочки –Пожарки ( Кучкай Пожары), пожалуй, у меня сомнение, т.к. его отец князь Сабай Мустафин имел уже поместье в Арзамасском уезде. По имени  Кучкай  ниже тоже будет у меня анализ.

Уместно отметить здесь также, что шубинец Токбулат Урусов и каргинец Тулуш Урусов, скорее всего тоже родные братья.
Вот с этих родственных моментов могло передаваться вышеназванное предание о родственности служилых дд. Шубино, Карга и К-Пожарки .

Кучкай мурза указан рядом с известным в нашем крае служилым Чикеем Янгильдиевым- одним из основателем д.Камкино, нынешнего Сергачского района.
Среди множества имён и фамилий по многим  имеющимся у меня документам с именем  Чекай (Чикай) пока есть один служилый и он
шубинец Чекинов Клевлей, который торговал лошадьми в 1630г  вместе с вышеуказанными Розбахтой Караевым и татарами из соседних деревень. Думаю допустимо, что фамилия  Чекин (Чикин) идёт от имени Чекай.

 

Далее опять переходим к имени Кильдеяр.

 

В статье №4 Список служилых1624г..  в части   Чуфарово..  и по работе Емельянов-Лукьянчикова М.А.  Правда об атамане Кудеяре указал  о 2-х личностях  нашего края: Бахмет,  «Кудеяр-Килдеяр». В той же работе находим, что у царя Ивана Грозного был брат Юрий Васильевич, который прожил недолгое время,  и как все  эти имена и личности взаимосвязаны  между собой, можно читать там же.

Как отмечает Емельянов-Лукьянчиков М.А.  : «Вообще имя «Кудеяр» отнюдь не такое редкое, как это иногда пытаются представить исследователи. В одном только XVII веке мне известно (помимо Бахтеярова) еще 5 человек, носивших это имя:

1. Кудеяр Чуфаров, помещик из Арзамаса, упоминается в 1581 г.
2. Князь Кудеяр Иванович Мещерский, 1580 г.
3. Кудеяр Карачаев сын Мудюранов — московский посол, казак.
4. Кильдеяр (Кудеяр) Иванович из рода курских дворян Марковых.
5. Сын боярский из Белева Кудеяр Тишенков, который предал свою Родину и бежал в Крым. В 1571 году он убедил крымского хана Девлет-гирея идти походом не на Козельск, как это было задумано, а прямо на Москву. Набег был очень опустошительным, Москва выгорела, и Кудеяр ушел обратно с татарами в Крым. Однако через некоторое время Тишенков обратился к Ивану Грозному с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Больше о нем ничего не известно».

 

Не все вышеуказанные "Кудеяры-Кильдеяры" пока изучены.

 Вообще, нынешний Гагинский район  16 и 17 вв представляет большой интерес для нас.  Считаю интересным  познакомиться историями деревень этого района по работе Романовой Татьяны (отчества не знаю)  Ляпня: Гагинский район , особенно по деревням, где  встречаем того же  Бахмета.

Читайте в первую очередь там  истории дд. Лепня,Тарханово и особенно Юрьево.Мои благодарности автору.

В предыдущих статьях при поиске сведений о Бекбулате Кильдеярове я отметил, что его приход надо изучить в контексте с помещиками  Чуфаровыми, которые являются выходцами из Казанского края, и они  являются крещеными татарами.

 

Как уже отметил, поиск предков основателей деревень нашего края надо искать в контексте с воеводами, князьями, помещиками  нашего края, которые поселились во 2-ой половине 16 века.
Если рассмотреть наших шубинских, в частности нашего Бекбулата Кильдеярова и Караевых, то надо рассмотреть хотя бы в контексте с помещиками : Патрекеевыми, Арбузовыми, Брюхатовыми, Лавровыми, Нечаевыми,  Чуфаровыми.

Кстати сказать, в ПКАУ1624г Иван Нечаев ошибочно написан как Иван Нагаев.

 

Если продолжить предыдущий анализ с Чуфаровыми.
В 1585г Замятня Чуфаров  прикрепил за собой отцовское старое  поместье в д.Сунбулово. Значит, предки Чуфаровы поселились до 1585г.
Чуфаровы имели еше поместные земли и в других населенных пунктах. Изучая наличие и переход поместий, а также   передвижения лиц из одного участка на другой, хотелось бы проследить движение помещиков и служилых.

 

Сведения из АПА.

Внимание! Ниже, текст состоит из фрагментов, нажав на каждого- можно его увеличить.

 №1.

№2.

 

 

№3.

 

№4.

 

№5.

 

№6 

Значит, Чуфаровы, кроме в д. Сунбулово, имели еще поместья в  Теши и лесом в деревне Кудеярово на речке Никуше Ычаловского стана, на пустоши Кадышеве на речке на Сатисе, да за Шатковским лесом на р.Пьяне возле р.Пица, на пустоше на Ломовке.

Отец Ивана - Григорий Чуфаров- был убит в 1609г

в смутное время.

И при этом в отделе были знакомые нам  служилые татары.
В связи с вышеуказанным  кочкопожаровцем Айбулатом Бейбулатовым  вспоминается один фрагмент из другого документа 1613г:   338 лист. Запечатана грамота на Алатарь по челобитью Разбактея Караева да Айбулата Булатова: дано им помеся 40 чети. Пошлин полполтины. Взято. 

Может быть, в этих 2-х документах указаны наш Караев и кочкопожаровец Айбулат Бейбулатов?

 Также стало известно, что помещика  Чуфара  был сын Кудиар, его потомки тоже оказались в нашем крае.

 

№7.

 

Среди мордвы тоже было похожее имя Кидеяр, даже имя как татарское - Ченбай.

№8

 

Возвращаясь в Кучкаю мурзе можно отметить, что его отец Сабай Мустафин  еще до 1613г имел землю "в оброк" в Арзамасском уезде, но потом уступил к чебоксарскому жильцу Василию Дубневу.

№9.

 

Маловероятно, но то, что у Кучкая мурзы возможно был  еще сын Ишмамет, можно предположить по этому фрагменту:

 

№10

Правда, здесь фамилия Кучкалеев. 
Один из основателей д.К-Пожарки Семайка Тазаев. Сложно расшифровать имя Тазай - каково полное имя, но может быть от имени Муртаза или Тажетдин.

 Работа (книга) "Арзамасские поместные акты" очень обьемная работа. В настоящее время мной изучается. Нет сомнения, что  наши профессиональные историки извлекли из этой замечательной работы всё возможное. Понятное дело, они как  профессионалы, в своих трудах основываются только на фактах. Я же, может быть, позволяю себе немного пофантазировать и сделать вышеуказанные предположения.

Понятное дело, что всю тамошнюю информацию невозможно проанализировать на этой странице. Рекомендую полистать эту работу здесь    , где указаны почти все помещики, на чьих землях потом обосновались наши предки шубинцы, или может быть обменялись.
Нажмите:...Книги отдельные и межевые Афанасьеву поместью... ( там ссылка на самой нижней строчке).

В работе Орлова А.М. есть готовые списки служилых по книге Веселовского С.Б. О них можно также посмотреть здесь: Орлов А.М. Нижегородские татары: История нижегородских...  (там ссылка на самой нижней строчке)

Поиск нашего  шубинского Бекбулата по его имени  является интересным, т.к.  в той же работе встречаем служилого Бекбулата Минякова, который командовал после Алтыша Алышева "новоусадскими татарами", а последние как известно обосновались около д.Сабачий Остров (нынешняя Красная Горка). Как известно, туда же в начале 17 века перешла  часть татар, которые прежде обосновались в д.Пица, Алатырского уезда. А потом, в д.Пице остался лишь Икбулат Болеев.

Об привелигированых особенностях группы пиценских татар отмечено в работе Орлова А.М.

 

Интересным является  названия мест, где обосновались сначала наши предки. Например, пишется:

Арзамасские татары деревни Пицы.

1606 г. Отдельные и межевые книги поместий Ивана Нечаева и Нестера Окулова.

… от черного лесу Кучюмовского ухожея вниз по Городовому ручью по правую сторону тое-же помесные земли владеют арземаские тотаровя деревни Пицы помра Ишеис Коболеев с товарыщи по ободу.

 

(Арзамасские поместные акты. М., № 217. 1915.)

 

Как видим "знакомого" Ивана Нечаева, на даче которого обосновались основатели д.Шубино  в 1600-ые годы.
Интересное выражение "Кучюмовского ухожея" , который, естественно ассоцируется с сибирским ханом (царем) Кучумом из рода Шибаниды.

Из родословной Кучума ( из интернета):

«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»

— [1] АБУЛ-ГАЗИ «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ»

 

Не могли же назвать эту местность с таким именем(Кучумовским),  если его нога не наступила на эту землю или он не владел ею. Думаю, так. А слово "ухожея" – это в смысле " нива или покос в лесу".

 

Еще в одной работе, касательно этих мест, встречается : 
2-10-1621. Списки с писцовых книг Арзамасского уезда письма и мер Тимофея Измайлова с товарыщи 129-го и 130-го и 131-го году.
                                                                  № 150
 За ним же  в деревне
Кирманех Бутурлино тоже на Шабланейских верхах дав поле же припущена пустошь Голевская Суворовская Оленина........

Значит, Бутурлино раньше назывался Кирманех. Может быть, этот Кирманех исходит от слова Кермэн(Иске Кермен).

Тогда, коротко:

 Эски́-Керме́н (укр. Ескі-Кермен, крымскотат. Eski Kermen, Эски Кермен) — средневековый город-крепость в юго-западной части полуострова Крым, в 14 км на юг от города Бахчисарай и в 5 км на северо-запад от руин средневекового города Мангуп-Кале. Название переводится с крымскотатарского как «старая крепость».
Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов  Крыма.

 

 Если анализировать значение слов "....на Шабланейских верхах....". 
 Одно из значении слова "Шабла" - это как привилегированные.

Что за необычные 
 люди могли там обитать прежде, до 17 века. Люди из Касимовского верховенства или разбойники группы "Кудеярова- Кильдеярова", который был связан с Крымом; или Бахмет, который вместе с Иваном Грозным ехал завоевать Казань в 1552г, или же предки Чуфаровых - выходцы из Казанского ханства. Но то, что бояре и помещики, близкие  из окружения самого Ивана Грозного жили в этом уголке,  тоже известно.                              

 

По работе Сенюткина С.Б  тоже многое известно § 2. Образование селений служилых татар-арзамасцев с последней...

 

Я же для указания нами изучаемой местности выбираю цитату: «В 1586 г. группе кадомских татар (20 чел.) во главе с Алтышом Алышевым отводятся земли за Шатковским лесом, в Юрьевской пустоши, находящейся в треугольнике «Шарапово-Борнуково-Гагино», на старых татарских землях, где раньше находилась татарская деревня Пара…..».
Если эту местность указать на карте, то это выглядит так, нажмите:

Справа от треугольника видим д.Ветошкино и  с д.Кудеярово. И он, думаю, связан с помещиком Кудеяровым Чуфаровым. А выше в правом углу местечко Тарталей, что недалеко от нашей д.Шубино.
И думаю, наш Бекбулат Кильдеяров  не должен быть в родстве   с Чуфаровыми, которые приняли православие. 

 

Продолжение от 15.02.16г.

По работе Орлова А.М. известно, что « Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 гг., черемису наблюдает только в пределах Нижегородской земли, в числе народов Мещеры их не перечисляет. Он пишет, что «черемисы живут в лесах около Н.-Новгорода», живут также вокруг «крепости, называемой Сурой».
Черемисы «всплывают» в 1572 г. в духовной грамоте Ивана IV. Они перечисляются рядом с мордвой, «в Н-Новгороде, Муроме, Мещере, Алаторе, Курмыше и Арзамасе с волостьми, и с путьми, и с селы». В конце 70-х и начале 80-х годов ХVI в. происходит «черемисская война», которая охватила огромную территорию Нижегородского уезда и причинила большое разорение местному населению.
О присутствии черемис рядом с мордвой и мещерскими татарами говорят и наблюдения английского дипломата Флетчера (1588 — 1589 гг.). Он пишет о «черемисских татарах» вблизи Кадома, о «мордовских татарах». Эти сочетания скорее всего говорят о татарах, живущих среди черемис и мордвы, но подтверждают и наличие черемисского населения в Мещере.
Термин
«черемисские татары употреблялся и применительно к черемисам, обитавшим к востоку от Н. Новгорода. Примечательно то, что часть из них исповедовала ислам, а другая — язычество».

Из интернета:
«…После 
падения Казани состоялось юридическое присоединение марийского края к Русскому царству. Однако попытки восстановления Казанского государства продолжались на протяжении нескольких десятилетий. Марийские князья (кугызы), притесняемые христианской религией и протестующие против выплаты больших налогов Русскому царству, поднимали марийское, удмуртское, татарское население на восстания против Царства русского. В истории они получили название черемисских войн».

Первая черемисская война (1552—1557 годы).

В 1552—1557 годы произошло восстание части марийского народа против присоединения к Русскому царству и ответные экспедиции московских войск.

Война, в которой погибли десятки тысяч марийцев и были разорены сотни селений, отрицательно повлияла на развитие и единство марийского этноса. Российское царство завершило фактическое присоединение Казанского ханства.

Вторая черемисская война (1571—1574 годы)

Восстание началось в 1571 году после успешного похода и сожжения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем. В подготовке восстания участвовал марийский князь, лидер марийского национального движения Качак. Восставшие рассчитывали на поддержку крымцев, но крымские татары после тяжёлых поражений от русских войск не были способны на оказание помощи.

 

Царские власти проводили карательные операции, проводили переговоры с умеренными силами, строили крепости, и к 1574 году восстание было подавлено. В 1574 году на земле луговых марийцев была основана крепость Кокшайск, что повлекло усиление позиций царской администрации в этом крае.

 

 Я обратил на имя Качак  и его связи с крымчанами.
Но прежде на современной карте укажу деревни Малые Мазары и Мазар. Нажмите на карты.

 

Ниже д.Мазары, по нашему "Мазарлар". Она находится недалеко от Уржума, историю которого можно показать отдельно ниже.

Что касается г.Уржума, то известно следующее из интернета.

По мнению большинства историков и краеведов, г. Уржум был основан в конце XV века марийцами. Точнее, известен с 1554 г.
Изначально, со дня своего основания, Уржум вместе с уездом был частью Казанской губернии.

Для подавления восстаний марийских и татарских феодалов Русским государством было принято решение строить русские города в бассейнах ВолгиКамы, Вятки. Таким укреплённым городом-крепостью стал в 1584 город Уржум.

Известно, что в 1611 году уржумцы участвовали в ополчении против поляков под началом казанского воеводы Василия Морозова, а в 1612 году — в Нижегородском ополчении, Минина и Пожарского.

 

Теперь вернусь опять к имени  КачакПожалуй, имя редкое для того времени. Есть похожее имя Кулунчак (Еникеев, из татарского княжеского рода).
Раньше, особенно для татар нашего края, да и у  других нерусскоязычных этносов, в обиходе было характерно искажать имя, т.е. пользовались ласкательным вариантом обращения. Не исключаю, имя Качак называли еще как Качкай. 
С учетом года черемисских войн и года обращения Качака к Крымским ханам (по документу в 1567г), можно вычислить ориентировочный год  рождения этого марийского князя Качака. Это примерно между 1520-1530гг.

 

В связи с вышеуказанным Качаком вспоминается наш кочкопожаровский Кучкай мурза князь Сабаев  сын  Мустафин.
Как известно, представителями  из д.Кочко-Пожарки при отделе земли Чуфарова в 1611 г были Айбулат Бейбулатов, да Семакай Кучкаев, да Цынай Капкунаев.
Видимо, к этому времени Кучкая мурзы не было уже в живых. Представителем был его внук Семакай Алмакаев.


Значит, Кучкай мурза сначала дал своему сыну имя Алмакай, а внуку Семакай. Видимо, идентичные имена в честь наших   шубинских:  в самом начале основания нашей деревни у шубинца Розбахтея Караева был сын Семакай, а потом и внук Алмакай Акмаев; а также у шубинцев был еще служилый  Семакай Арапов, а потом еще наш шубинец Бекеш  Розбахтеев  назвал внука Алмакаем может быть даже в честь сына Кучкая мурзы. Примерно так надо думать. Сюда можно включить вышеуказанного абыза Семая Кобякова.  И указанными этими перекрестными именами  шубинцы и кочкопожаровцы не ограничиваются.
 
Вычисляем ориентировочный год рождения Кучкая мурзы:

Семакай ориент. 1580гр
/
Алмакай 1555
/
Кучкай 1525
/
Сабай 1500
/
Мустафа 1470

 

Именно в эти же годы родился  вышеуказанный марийский князь Качак. Интересно.
Опять вспоминаю отрезок из работы Юнисова Феракша абый, где  указывая  потомков  Кучкая мурзы, Феракша абзый самого Кучкая обозначает как Качкай, хотя в архивных документах конца 16в и начала 17, он и его потомки  обозначены как Кучкай и Кучкаевы. 
Вот такие интересные аналогии получаются.

 


Наверное, эти черемисские войны привели в том числе  многие районы Поволжья  в движение, где разные группировки участвовали в национально освободительных  движениях. Те, которые сражались на стороне Русского государства, или те, которые потерпели поражение от русских, перешли после поражения на сторону последних, и претендовали на награды в виде поместий с полным переходом на службу к  царю Ивану Грозному.  И в итоге часть из них оказалась в том числе   в нашем крае. Они - наши прямые предки.

А возвращаясь опять к Бекбулату Шоба , то, как уже отметил: должен быть его прямые родственники в других деревнях, возможно  с княжеским титулом. 
В ПКАУ1624г есть такие личности. Например,  за 1640г указаны:
Ишмамет мурза Теребердеев сын Кильдеяров (250чети) 
Елыш мурза Болушев сын Кильдеяров (200чети). 
Возможно у этого Болуша был сын Алмас 1618гр. в Шубине.
Допускаю, что Бекбулат  имел прозвище Шоба, и носил он фамилию деда, т.е. Кильдеяра. Возможно у Бекбулата отцом является Енбулат Кильдеяров, а у Енбулата есть  сын Клавля, который вместе с Тобуком Нунаевым, Иткиним Мирясевым, Клавлеем Чикиным торговали лошадьми в 1630 г в Москве.

Понятное дело, князья и мурзы из Арзамасского и Алатырского уездов были хорошо знакомы между собой.

Можно допустить, что этот Енбулат Кильдеяров был в прямом контакте с князем Мангушем и (или) его сыном Емашем. Возможно в самом начале  17 века  Енбулат Кильдеяров имел даже землю в деревне  Мангушево.  Настоящее имя Емаша возможно Ямангул(Емангуш), нынешние потомки которого  проживают не только в нашем крае, конкретно в д.Камкино, Сергачского района.

А проживают еще, например, в Сибири читайте здесь: Родословную Ашировых знают и в Сибири  (нажмите на  самау нижнюю строчку).

 

 

Сюда можно добавить еще и эту статью №10 Нижегородские служилые татары -переселенцы..

 

.  , где есть сведения  о потомках Ямаша Мангушева - о камкинских переселенцах.

 

 

Пожалуй, на этом можно остановиться в своих предположениях, не имеющих конкретной доказательной основы. Но, пусть всё это будет информацией к размышлению. В любом случае, считаю, у этой разрозненной статьи есть одно важное свойство.


                                                М.Максут.

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.