Известное и неизвестное о кочкопожаровцах.

 

  Изучая  более  ранние родственные связи между представителями наших двух деревень, заинтересовался историей д.Кочко-Пожарки. Ведь тема интересна тем, что по легенде, якобы  основатели дд.Шубино, Карга и К-Пожарки были родственниками. Возможно.

 Также давно меня интересовала  личность Феракша абый Юнусова, который оставил после себя книгу « История нашего села с.Кочко-Пожарки».  
Орлов А.М. отметил, что  Юнусову Ф.Ю удалось восстановить и указать в своей   книге историю 12 родов, в том числе историю рода Кучкая мурзы.
Как известно, Юнусов Феракша абзый  почетно отмечен в книге Р.Ф.Ибрагимова «Нижегородские татары. Биографический словарь».

                          Юнусов Феракша Юнусович (1886-1971).

     

Из книги "Нижегородские татары":

Родился в с.К-Пожарки, Сергачского района в крестьянской семье.
Начальное образование получил дома. В Казани окончил медресе. Вернувшись на родину построил большое и удобное школьное здание на средства, собранные населением. Была организована новометодная школа. Преподавал позднее в советской школе. Занимался краеведением, оставил много материалов по истории села.

 

Конечно же, в этой биографической статье  отмечена  только небольшая  часть из жизни Феракша абый. Читая  книгу «История д.К-Пожарки»,  перед читателем автор встает как необычайно трудолюбивый, грамотный, интеллектуальный человек.
 После смерти Фаракша абый, его записи продолжал его хзять Рахимжан абый Фаракша улы. С кем мне довелось встретиться. 
Кстати сказать, Рахимжан абый по линии своей матери связан с шубинцами, а именно, с линией муллы Хамитова Зарипа абзый и его сына Абдулхалек абый(Апук аскай)
Za1928.narod.ru ..
--------------
Благодаря помощи Аймасова Наила абый Корбан улы удалось связаться с Рахимжан абый, который живет в Н.Новгороде,  и заполучить у него книгу для ознакомления работой  Феракша абзый Юнисова.

 

С большим удовольствием ознакомился с содержанием книги по истории с.К-Пожарки, где автором описаны  наиболее значимые   моменты из жизни кочкопожаровцев, начиная с 17 века. Это названия местностей, полей, первые дома,  постройки, о религиозной  общине, о муллах, азанчеях, их религиозная учеба в соседних селах и в Казани,  конкретные истории из жизни отдельных односельчан. и многое другое.


                              С переплетом старался уже Рахимжан абзый.

 

 

Есть страница, где отмечено, как муллы, ишана и другие высокие гости  приходили в гости в д.К-Пожарки, в их мечеть.

Есть также несколько слов о Садеке абзый из д.Куйсуы. О том, как он в 1865г начал обучать к основам Ислама представителей из соседних деревень. Там же указан год  смерти Садека абзый - 1886г. Указано, как много людей прибыли на его похороны из соседних сёл.
Кстати сказать, в этом же, 1886 году родился и сам Феракша абый Юнисов.
Как помним, Садек абзый из Куйсуы дважды посетил Мекку. О таких неизбежных связях  мулл и об их совместной учебе я написал был еще в сентябре 2011г.

О связях среди мулл у деревень нижегородского края. Наш мулла Зарипа абзый и Садек абзый из Куйсуы.

За период с 1800-х по 1910-х из К-Пожарки 16 человек посетили Мекку(хадж).
  Но и Юнусовым Феракша абый изучен вопрос родословных. Правда, записи сделаны на основании  записей мулл д. К-Пожарки. Тем не менее, это большой  труд. В его книге схематически  оформлены несколько родословных. Есть длинные, есть короткие. Думаю, сами кочкопожаровцы знакомы этими схемами.
К сожалению, для полного составления родословных кочкопожаровцам не хватает информации за начало 17 века.  Не отмечены (не найдены пока) в архивных документах фамилий основателей деревни, кроме как Кучкая мурзы Сабаева сына Мустафина, Семайки Тазаева, Айгильдея Ямельдяшева и его брата Мусяя, а также сыновей Янгильдея- Чиная и Ямайки.

Конечно, работа Юнисова Ф. в о многих случаях помогает в поиске предков до середины 17 века, но далее есть сложности, т.к. не сведений за 1-ую половину 17 века.
Также отмечены автором  некоторые связи шубинцев и кочкопожаровцев за 19 и 20 век после бракосочетаний.
-------------

 

В полученных архивных документах по Шубине  в нескольких местах косвенно указываются и кочкопожаровские представители.

В деле №1, 1829г,

 

Земельные вопросы. Братья Мурказеевы.

речь идет о одной шубинской  семье из д. Шубино и их родственника в д.К-Пожарки.У кочкопожаровца  Хамита Мурказеева  отец  кочкопожаровец Мурказей Муртеев, мать – шубинка Зюльниза Рева. Дед у Зюлнизы-  шубинец Махмушев. У Хамита в Шубине   два троюродных брата– Мунжефер Тякаев (Тюкашаев) и Аббяс Молякаев (Моляков). Кроме того, в деле фигурирует родной племянник Мунжефера (Мунзяфара) Абубякер Сафиханов.  Сам Мунжефер Тякаев ко времени проведения следствия по делу умер (то есть до 1829 года он скончался).

В деле вместе с другими муллами упоминается «купецкий сын» из деревни Кочко-Пожарки Мусюк Токтаров указной абыз Сейфулла Яфаров(Жафаров).


---------------

В деле №2  к-пожаровские муллы встречаются среди других мулл Муллы и азанчеи соседних сёл.

-------------------

 В деле №3

 

Земельные вопросы. Судебные решения.Биктимировы.Якуповы. Акмяевы.

 встречается дочь к-пожаровского купца Токтара Курамшина. Так же есть некоторые родственные отношения между представителями  2-х деревень.

 

 

   По  делу № 4 известно, что потомок основателя нашей д.Шубино Бекеша Розбахтеева - Ибрагим Ханмурзин1803гр, женился в 1832г вторым браком на девушке из д.К-Пожарки из рода Сергачского (кочкопожаровского) 3-ей гильдии купеческого сына Исмаила Токтарова -  девушке на Бадиучжамаль 1812гр.
Отмечу, что Ибрагим Ханмурзин- это родной брат шубинского муллы Хамита Ханмурзина 1801гр.
Да, это был очень религиозный род.  Естественно, все они не могли быть одновременно муллами или азанчеями в нашей деревне. Поэтому, искали возможности занимать эти посты в других селах или даже в городах.
Далее, по делу известно, что  Ибрагим Ханмурзин и его вторая жена оказались в Санкт-Петербурге, и временно жили у военного муллы Камалетдина Абдуллина. И у Ибрагима  в Санкт-Петербурге духовниками  были Абдулвахит  Сулейманов, Камалетдин Абдуллин, упоминается еще Аитхан Амирханов.
Из  3-х названных -  хорошо известен рыбушкинец  Абдулвахит  Сулейманов.

Само дело(копии оригинала), связанное и Ибрагимом Ханмурзином    занимает  22 листа вместе с другим  делом, где  речь  уже идет о том, как Ибрагим в 1837г женился на девушке  из д.Пошатово на Слубикэ- на дочери  Хабибуллы  Абдрашидова, и нихак(бракосочетание)  у них читал кочкопожаровский мулла Ильяс Сейфуллин. И там же Ибрагим говорит, что «имеет еще место жительства в г.Санкт-Петербурге, где ведет торговлю товарами….»

 

Предлагаю  копию 1 листа из этих работ. Для увеличения фото -нажмите на него.

 

 

             

   При наличии информации  будут дополнения.
                      --------------------------------------

 

 Хотелось бы несколько слов сказать о добрейшем, гостеприимном человеке - о Рахимжане абзый. Ему 91 год. Чувствуется, в свой век он  многого видел.  Несгибаемый человек. Аксакал.

Вот потом что стало мне известно вообще о судьбах из этой семьи. Статья из газеты "Туган Як" за 6 августа 2010г.

Нажав на фото-можно увеличить для чтения.

 

Передаю просьбу Рахимжана абый. Он любит не только свою малую родину и  своих земляков- кочкопожарцев, но и с.Шубино и шубинцев, т.к. его корни связаны также и с Шубиной.
Попросил передать искренние добрые пожелания, в первую очередь Зарипову Абдулхалеку абзый и его родственникам, Азымовым, потомкам  Османова Ахтяма абзый(югары оч).

 

 

Связь Рахимжана абзый с Зариповыми будет поставлена на этой странице.

 

 

                                 М.Максут. 08.06.15г.

 

                                      Продолжение.

 В статье о Зарипове Абдулхалеке   Za1928.narod.ru . стало известно, что мулла Зарип абзый был женат трижды. Первую жену звали Бибианвэр. Она является дочерью муллы Мустафы Люкманова 1869гр. Она родом  была из того красного  кирпичного дома, что напротив  хозяйства Батталова Зилбик абый. Там раньше жили предки Шаймярдановой Хаять абес- мулла Люкманов Мустафа абзый. По-моему, это уже о чём то говорит в контексте "мулла Зарип абзый и мулла Люкманов Мустафа абзый".

 

У шубинского муллы Зарипа Хамитова была дочь Айша, которая вышла в замуж за кочкопожаровца Блинова Феракша абзый, и у них родился в 1924г Рахимжан абзый , который проживает сейчас в Н.Новгороде, который доверительно передал мне для изучения книгу Юнисова Феракша абый  “Историю с.К-Пожарки”. 

==================================
Связь моей семьи и предками Рахимжана абый.

 Недавно, еще до получения книги у Феракша абзый, я  написал статью
 №25 Межродственные связи потомков у служилых

 , где указал, что из семьи моих предков некая Сагидя Аминова 1836гр,  вышла в замуж в 1858г за муллу Хамита АбдулМяжитова, и у них в  1860г родился сын Зарип. И он тоже в будущем будет муллой.
Вот и получается, что Рахимжан абзый и мой отец Мясум Мухамметша улы- четвероюродные братья.

Схематически:

Максут1961 
/

 
Мясум1935 
/

Мухамметша1910 

/
Садек 1870
/
Давлетбай 
1848  его сестра Сагида1836 
/
Амин 1796
/
Карим
1771  его брат мулла Амирхан1775  

/

Мансур
/
Рахимжан1924гр
/
Айша+
/
Зарип (мулла)1860
/
Хамит 1814г (мулла)
/
Абделмяжит 1783гр
/
Абдрахман 1728гр
/

 

О предках Зарипова Абдулхалек абый(Апук аскай) , в том числе о роде  муллы Зарипа абзый,  можно читать здесь : 

      №25 Межродственные связи потомков у служилых

 

 

. Линия у Зарипа муллы – это 2-ая колонка.

                                              

  М.Максут.  11.06.15г.

 

 

 

Дополнительно от 17.06.15г.
Мое предположение подтвердилось. Уточнил у Хабибэ апа. Девушку  из того красного кирпичного дома звали Бибианвэр, и она есть дочь муллы Люкманова Мустафина  абзый.
Кроме того, стало  известно  имена 7-х детей у Зарип муллы и Бибианвэртэй.

 

В итоге, с учетом всего известного ,  написана и передана  Рахимжану абзый  его подробнейшая родословная, в том числе схематически оформленная с указанием годов рождения всех указанных лиц на схемах.

 

При разговоре по телефону  в конце декабря 2016г услышал много благодарных слов в свой адрес  от этого, истинно заслуживающего высокой похвалы аксакала - Рахимжана абзый Фаракшина.

 

В мае и июне, почти всё свое свободное время,т.е. в течение всего месяца Рамазан, приходилось заниматься изучением родословных некоторым кочкопожаровцам, а также поиском ранних предков у   мулл  этой деревни, которые известны по работам Орлова А.М. и Сенюткиной О.Н.
     В этой моей статье можно еще дополнительно указать те незначительные, может быть, но конкретные моменты касательно кочкопожаровских мулл, которые не указаны прежде. Это, например, род мулл и их конкретные годы рождения. Видимо, это и будет как новое от меня.
     Благодарен двум двоюродным сестрам кочкопожаровцам Якуповой Райсе и Флере, которые как наиболее активные по поиску своих предков, выделили немалую сумму на приобретение из архива ГАНО "переписи 1864г" и некоторых других документов. Эти сестры  есть в «Одноклассниках».  
    Конечно же, небольшая часть инициативы исходила и с моей стороны. Спасибо им за поддержку в этом месяце Рамазан. Алла каршында булсын ваша щедрость. Амин.
     Сама Якупова Райся – это дочь того известного многим в наших кругах Садретдинова Исмаила абзый. Исмаила абзый и его сына Рафаэля знаю с 1971года- они были у нас дома- провели отопительные батареи в  новопостроенном доме  в 1971г.
      Эта семья Садретдиновых по одной из своей линии относится к роду «Туни нэселе», которая исходит как ветвь от линии предков того же кочкопожаровского муллы Нурмухамята Асфандиярова, о котором написано в интернете историками, а я  дополнял  информацией еще некоторые  моменты на своей  отдельной статье в контексте контакта этого муллы с нашим шубинским муллой Жиганшой Жаббаровым 1881гр.  
    О представителях из этого « Дусяевского» рода - я написал был в статье
№59. Потомки кочкопожаровского Дусяя. Имам Нурахмят Асфандияров ..      После моего анализа по переписи 1864г, могу уверенно сказать, что многие муллы были из этого рода- рода одного из основателей д.К-Пожарки Дусяя, рожденного между 1595- 1600гг. Теперь уже составлены полные родословные некоторым кочкопожаровцам.
      Само имя Дусяй (Досай) возможно исходит от имени Дусали, или же, что маловероятно, от Досмамета.
      А род Досая - действительно большой, муллинский, представители которых выезжали еще в середине 19 века и в другие регионы. В частности, мулла Нурмухаммят Асфандияров был и в Киеве, был одним из инициатором строительства мечети в Астрахани и т.д.
      Теперь, еще найдена информация из интернета Измайловым Ринатом(мэмэз, Рыбушкино и Шубино) о 60-ти семьях, в том числе шубинских и кочкопожаровских, (может быть  все 60 семей  из двух деревень), которые в 1860 –ые годы переселились в г.Киев, и там, вместе с другими мусульманами построили мечеть. Теперь уже, больше становиться уверенности, что предок Измайлова Рината (мэмэз) в лице Османа абзый Жедиханова 1822гр побывал в Киеве и в Астрахани – не просто так. Он ездил туда уже к своим родственникам, которые чуть раньше там оказались и занимались каким-то конкретным ремеслом. И один из них, видимо, мыловарение.
      Конкретно о переезде в 1860-х годах тех  кочкопожаровских и шубинских семей в Киев, найденный Измайловым Ринатом в интернете, указано в работе Брилева Д.В. « Запретный ислам в Советской Украине».
------------------------
     Некоторых кочкопожаровских мулл я отметил в статье "Муллы и азанчеи соседних сёл".(здесь не открывается).
      По работам историков нашего края известны многие муллы и азанчеи из с.К-Пожарки. После моего анализа становятся точными годы рождения у некоторых из потомков вышеуказанного ДУСЯЯ:
 1. Мулла Нурмухаммят Асфандияров 1864гр
2. Мулла Осман Асфандияров ( 1883-1959)
 3.. азанчей МухаммятЗакер АбдулНасеров 1835гр.
4. указной мулла Мирсадер Ярмухемметов 1828гр
5. азанчей Фейсхан Хабибуллин 1849гр, отцом у Хабибуллы является Велиша. Он является потомком Дусяя, идет от линии его правнука Исмаила Исаева 1684гр.
6. Азанчей Аксян Салехов  1818гр , а его брат Ризван Салехов с 1827гр.
     Вообщем, теперь уже знаю не только точных дат рождения, но и их роды, членов семей, т.е. детей внуков, имена 1-х или 2-х жён и т.д. Указанный в ревсказке 1718г по д. К-Пожарки абыз(мулла) Янганай Смольянов 1652гр пока не определен из какого рода. Но в одном списке 1680г указан некий  Смай мурза Кучкаев.
      Вообще, раньше, думаю, в том числе еще и в эти 1700 –ые годы, абызами считали не только религиозно грамотных людей, а тех, кто знал Коран наизусть ( или почти наизусть). Потом уже, с течением времени, значение этого слова применялось чуть шире – так могли назвать в обиходе просто хорошо грамотного муллу, хотя, он мог и не  знать Коран в совершенстве. Знающих наизусть Коран - стали называть хафизами. Именно таким указан спутник Нурмухаммета Асфандиярова 1684гр – наш шубинский имам хафиз Зиганша абзый Абдулжаббаров1881гр.
. ------------------
     Муллы были и среди потомков Кучкая мурзы. Вероятные из них - мулла Ахмет Вялитов, Сейфулла (Ж)Афяров. Теперь уже изучены и их линии.  
Документально: мулла Ильяс Сейфуллине рожден в 1809г. Он умер в 1861г, а его сын мулла Хисяметдин родился в 1845г. Отцом у Сейфуллы является Афяр Муртазин 1743г. Значит, линия: мулла Химяметдин 1845гр – мулла Ильяс1808гр- мулла Сейфулла 1778гр - Афяр Муртазин 1743гр и т.д. Все они являются потомками Алки Кляева 1709гр. 
 --------------------
     К сведению потомков муллы Асфандияра Ярмухамятова и его сына муллы Османа абзый(1883-1959) и их родственников, но и вообще жителей с.К-Пожарки и историков.  
    В разных источниках по истории с.К-Пожарки указывается Ярмухамятов Асфандияр (ок.1845- нач. 1915 гг.) - имам-хатыб и мугаллим 1-й соборной мечети с. Кочко-Пожарки, Сергачского р-на Нижегородской обл. По ревсказке 1811г еще 13 летнего Мухамедияра вообще написали как « Ияр», а в ревсказке 1834г он же записан как "Мухамятьяр". И только в 1864 записали правильно как « Мухамятдияр».  
    У Асфандира Мухамедиярова есть брат Мирсадретдин. Но по ревсказке 1834г его записали как «Месятретдин», И только по ревсказке 1864г он записан правильно как «Мирсадретдин», т.е. Мирсадер.
     Даже самого Асфандияра еще в 1864г записали как «Аспиндияр». О потомках и предках муллы Нурмухаммята Асфандиярова( точнее Мухамядиярова) было изучено мной еще 2 года назад. И только сейчас стало известны точные данные по этим моментам. А вообще, этот род изучен мной досточно хорошо, и конечно же, всё это довольно интересно, если даже я не житель с.К-Пожарки.      Конечно, эту небольшую статью о кочкопожаровских муллах и азанчеях, я посвятил бы известному в нашем крае, человеку авторитетному, образованному, с необычайно интересным жизненным путём, одному из потомков основателя с. К-Пожарки того же Дусяя бабая – Юнисову Феракша абый( 1885-1971). Именно муллы из его рода вели долгое время точнейшую запись в нескольких родах, семьях и в течение многих лет.

М.Максут.


17 апреля 2022г не стало Рахимжана абый Фаракшина. 
Рухы шат булып, урны Жәннәттә урны  булсын иде. Амин.

https://ok.ru/maksut.mukhammetshin/statuses/154225664851427

 

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.