Связи татар нашего края в начале 17 века.

   Замечу, что эта статья писалась постепенно по мере изучения служилых  татар нашего края, поиска их в других уездах. Поэтому сохраняю последовательность включения найденных материалов.

---------------

     Эта моя статья никак не профессионального историка, а просто  мой анализ, хотя, в любом случае: за всё написанное надо отвечать.
Ниже речь пойдет в  основном о некоторых  видных служилых татарах нашего края, которые в начале 17 века возглавляли свои группы служилых татар,  поместья у которых вероятно были не только в одной конкретной деревне.

     Одними  из них, многократно упоминаемые  в  архивных документах Мамеш Исекеев (Исенеев) и Миряс Исекеев . 
     Как уже сейчас известно, после  изучения работ историков нашего края и получения  некоторых архивных документов, эти 2 брата  имеют прямое отношение к моей деревни Шубино. И к тому же, Мамеш Исекеев (Исенеев) является моим прямым предком.
     Сенюткин С.Б  указывает в своих работах  фамилию  Мамеша как "Исекеев", а Орлов А.М.  - как "Исенеев".  А также есть документы, указывающие  их "перемещения"  и  их потомков.
   В  ранней истории д.Шубино среди его основателей указан  в списке 1602г Иткин Мирясев, а в списке 1613 г - вместо него указан Миряс Исенеев, т.е. вместо сына " прибыл"отец. 


  По работам вышеуказанных же историков известно , что  у этих служилых были  поместные земли  и в других деревнях и, надо думать,  их  родственники  - тоже. 
 В частности,  в дд.Ендовище, Кадомке, Уразовке, и возможно, даже в Грибанове.

-----------------


Еще в 1630 годы мы видим  общение между татар  из разных деревень, в частности, в статье 
№6 . 1630г. Шубинцы- служилые татары - торговцы в Москве ..

  отметил связь  - дд. Шубино, Семеновка, Ендовище, Исаковка. Ведь известно по  работам историков, что деревни Пошатово и Исаковская выставились из д. Семеновка. В этой статье указан  Мирясов Иткемель - вероятный сын  Миряса Исекеева. О нем есть и в 
.№4 Список служилых1624г..  (в середине текста)

 

    В статье  №10 Нижегородские служилые татары -переселенцы..

 

 отмечена связь шубинцев и пошатовцев:  как их предки во 2-ой половине 17 века переселились в Уфимский уезд и примкнули к башкирам -  участвовали  в формировании д. Терюш, Буздякского района, РБ.


    Читая  книгу  Орлова А.М. и Файзуллина А.М. « Навеки вместе.2ч» ,  а также обращая внимание на имена и фамилий из  «Писцовой книги татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626гг»  (далее ПКАУ1624г), Москва-Н.Новгород, ИД "Медина"
) , можно  заметить возможность  наличия родственных связей между основателями  татарских деревень нашего края еще к концу 16 века, которые расселись в разных деревнях. 

     По работам наших историков известно, что еще во время похода Ивана Грозного на Казань в 1552г, в районе р.Пара существовала деревня Пара , и там проживали татары. Теперь эта деревня называется Кузьминки, что в нынешнем Краснооктябрьском районе. Значит, в течение более 50 лет там уже  существовали татары, и к началу 17 века эти татары и их сыновья уже  расселялись по близлежащим землям, постепенно их осваивая. Так образовались соседние с д.Пара  другие татарские деревни.

  В ПК 1624-26г  среди служащих по д. Пара (Кузьминки)  отмечены  в том числе и темниковские приходцы 3 брата:  Утеш, Кузьма, Тугай Судеяровы, а также  Уразбахта Исекеев, Алмакай Дербышев и другие.

Этот Уразбахта Исекеев тоже может быть братом  Миряса и Мамеша Исекеевых. 

 Там же указывается межевание между группами татар Кузьмы Судеярова от татар Ураза Дербышева. Там же указана  межа между татарами  Кузьмы Судеярова  с татарами группы Чиная Бекбулатова сына Агишева.
   После разбора служилых д.Пары, идет разбор «треть деревни Пары на р.Пара», где перечислены Ураз Дербышев, Уразбахта Дербышев и другие, и рядом с ними  опять указан  с отцовского поместья -  Миряско Исекеев. 

  

  Ведь  изучая служилых по д.Ендовище (Васпомры) видим того же  Мамеша Исекеева, и за ним  150 чети земли, тогда как у других вдвое меньше. Также отмечено, что земля у алатырских татар  во главе Мамеша Исекеева граничит с землей Кечая мурзы с товарищи.
Получается, что по нескольким деревням фигурируют Мамеш и Миряско Исекеевы. И рядом с ними указывается Ченбулат Байбулатов.
Например, эти личности  одновременно  упоминаются в  работе Сенюткина С.Б., и он пишет:

 

 «Действительно, близ Васы Помры уездный чиновник встретил 20 татар, руководимых Чинаем Байбулатовым (по другим источникам — Чембулатом Байбулатовым сыном Агишевым)36. Решением алатырских воевод от 16 ноября 120 (1611) года команда Байбулатова получила официальные права на "300 четей Дикова поля по обе стороны Парских верхов«37. Рассматриваемый участок находился на территории, ограниченной верховьями рек Пара и Сухая Пара. Затем в 1613 году их права были подтверждены государевым указом царя Михаила Федоровича от 20 мая38.

В дальнейшем ситуация сложилась так, что предводитель Ч. Байбулатов перебирается в иные места, и в документах от 1623 года отмечается, что командиром оставшихся в деревне Васы Помры служилых татар стал некий Мамеш Исекеев сын Кулязов39. В 1640 году государство наделяет Мамеша Исекеева и его команду дополнительными дачами. В выписи из «Алатырских отказных книг от 1 мая 148 (1640) года» значится: "в деревне Васы Помре алатырским служилым татарам Мамешу Исекееву с товарищи 19 человекам при сторонних людях из примерные земли, что примерили у них писцы Пушечников и Костяев, отмежевали к старым их дачам к новой деревне Ендовищу поместным окладом сполна"40.


 


В середине 1620-х годов Вас-Помра являлась татарской деревней, в которой было 17 дворов служилых татар и 2 двора неслужилых. Известно имя предводителя местных татар – Мамеш Клязев (позднее известен как Мамеш Исенеев). …
Вот  имена жителей Ендовища: Сабай Енбулатов, Мамеш Исенеев…..и т.д. В числе служилых татар с меньшими окладами были Чурактрум Ишмамаетев, Чурак Сулчелей Исенеев…..


-----------
В другой работе, и так называемой в  списке 
№50 Темниковские мурзы и служилые татары..

 

находим  также не менее интересного служилого Ураза Дербышева. Как выше отметил: его земли  граничили с землей татар Мамеша Исекеева.

 Эти Ураз Дербышев и Мамеш Исекеев   упоминаются повторно рядом еще в другом документе. 
...ПОШЛИННАЯ КНИГА (27 февраля - 12 августа 1613 г.)
, который подтверждает, что фамилия скорее всего  как "Исекеев". И Мамет(Мамеш) указан уже как мурза. Вот фрагмент из этой работы(мои благодарности автору), на листе 389 написано:

 Июля в 24 день:             
Запечатана грамота в Темников по челобитью Ишмамета-мурзы Еникеева на Бакая да на Бигилдея Кудашевых о управе. Пошлин полполтины. Взято. 
Запечатана грамота в Темников по челобитью Утеш-мурзы Енгилдеева: дано ему помеся 15 чети. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Темников по челобитью Миряс мурзы Богданова: отказная по прежней даче. Пошлин полполтины. Взято. 

Запечатана грамота в Темников по челобитью Мамет-мурзы Исикеева да Ураз Дербышева: отказная на прежние дачи. Пошлин полтина. Взято. 


      Не исключаю, что указанный в пошлиной книге Мамет мурза Исекеев – это и есть вышеуказанный наш Мамеш Исекеев сын К(у)лязев. Тогда, он -  получается  из мурз. Указанный рядом Ураз Дербышев - его соратник. Статус Ураза не указан, но, думаю, он тоже непростой служилый.

     Даже  мой односельчанин  Жиганшин Алимжан абый, который оставил очерк по истории д.Шубино, указал  шубинца Алтыша Маметева, который  имел или претендовал на  статус мурзы. Лично читал про этот момент.  К сожалению, этот архивный документ мной еще не найден.
     И в другом  документе указан, что Акбердя Алтышев ( ибн Мамеш Исенеев)  имеет земли в Шубине после отца своего Алтыша Мамешева  ( ибн Исенеева) 62 чети. На часть этих земель- на 21 чети,  претендовал (родственник)  служилый из д.Кадомка Ураз Адяев.
     Об этом  говориться в архивном деле, полученном   от моего  знакомого  Рамиля  Каюмов ( из. с.Рыбушкино), где он  выдвинул по шубинцу  Янаю Маметеву(нажмите)..  версию, что  линия Яная Маметева должна быть  шубинско-кадомской. Имею ввиду д.Кадомку, что рядом с д.Уразовка.

-------------
Мамеш Исекеев   рядом с некоторыми  известными здесь именами встречается в  работе Сенюткиной О.Н.  Из истории нижегородских татарских мурз ( семья...)   или наберите на Яндексе, если не открывается.

Возьмём ,хотя бы такой фрагмент из этой  работы:

   В 1623 году, согласно документальным свидетельствам, к этому месту с севера вплотную подходили угодья Уразая Дербышева с товарищами [1, ф.161, оп.109, д.51, л.450 об.], т.е. земли жителей тогдашней деревни Уразовой.  Основанная Уразаем Дербышевым ещё до 1615 года в результате раздела земель с Кузьмой Судеяровым (деревня Пара), она простирала свои владения «до Ключа до текущей речки» [1, ф.161, оп.109, д.31, л.181]. А далее в направлении Васы Помры (Старые Ендовищи) земля вплоть до межи Мемеша Исекеева считалась «вопчей», т.е. общей для служилых татар деревень Васы Помры и Уразовой [1, ф.161, оп.109, д.31, л.197 об.].

   В этой работе упоминаются и другие служилые. Но, я не стал бы  ограничиться  только перечислением имен из этой работы. Думаю, там  есть еще  ключ к  некоторым межродственным связям. Для этого надо сопоставить  служилых нескольких деревень.  Интересны, например, Смольян Ишелеев, Сеит Смольянов, Ишей Енбохтеев и т.д.
------------

 
  Выше отметил ( по работе Орлова А.М.) , что служилые татары дд.Трехозерки и Грибаново имели ранние родственные связи. Имеется в виду некоторые из них. Очень возможно. Так как есть документ, где указан некий   грибановец  Бибулат Мямяшев сын Исекеев.

Вопрос. Откуда у Мамеша Исекеева есть земля в д.Грибанове?
Возможно,  что земля досталась Би(к)булату  от отца.

 
Если немного расширить  анализ по служилым д.Грибаново, то 

      по работам историков известно, в частности Орлова А.М., что первопоселенцами селения Грибаново  были Акмаметка Бикбулатов, Сережка Токаев, Кутейка Ертуганов и 3 неслужилых верстанных безземельных татарина – Енговат Сунеев, Макшеватка Тевердеев , Алгида Бахтеев.
    Потом, к ним, в 1613-1614гг, поселяются группа служилых татар из 12 человек во главе с Толубайкой Агишевым. 
    В составе новиков  были также  Алмакай Ишеев, Баик Байтеряков и т.д. Да , я  указал только 3 имени и задаюсь вопросом: не является ли этот грибановец Толубай Агишев родным братом вышеуказанного  Байбулата Агишева и дядей для Чиная Байбулатова сына Агишева?     Можно допустить. Ведь кроме них, есть  грибановец  Баик Байтеряков и трехозеровец  Ишмайка Байтеряков, который идет во вторым в списке 1624г по ПКАУ  по д.Трехозерки. Есть и другие имена и фамилии, схожие  в списках 2-х  деревень, и не только между ними.
  Если действительно так, то  2-ая  часть грибановцев  может быть 
темниковские татары (приходцы).
   По другому моему анализу возникает  еще один  вопрос: не является ли один из основателей д.Чембилей чембилеевец Нуралейка Агишев родным братом у грибановца Толубая  Агишева? Потому, что по указанной статье  micharin-nn.narod.ru  
предки  моего знакомого Алембикова М.Г. - тоже чембилеевцы, но имели поместье и в д.Грибаново.

  В связи с этим Алимбиков М.Г. пишет, что его предок:

 Ченбулат Уразбахтин упоминается в списках служилых татар в числе новиков (т.е новых татар заселившихся здесь и наделенных землей) получивших земельные поместья в 1636/1637 годах. И земельный надел, как было сказано выше, ему было выделено вблизи другой татарской деревни Чембилей. Возможно, Ченбулат Уразбахтин поселился в деревне Грибаново попозже чем первопоселенцы …..
 Есть другая версия, возможно, что он является братом перечисленных выше первопоселенцев Бакбахты Розбахтеева, у которого был брат Ченбулат.(конец цитаты).


  А моя версия такова, что у  вышеуказанного  Мамеша Исекеева (ибн Клязева) возможно был родной брат еще Уразбахта  Исекеев – житель д.Пара на р.Пара в начале 17 века, и у него есть сын Ченбулат. Может быть надо искать еще и в этом направлении. Тем более, это Уразбахта Исекеев указан по в 1613г  "темниковскому списку" рядом с Уразом Дербышевым, Судеяровыми и т.д. Об этом ниже конкретнее, после дополнительных моих поисков.

  Еще. Думаю, фамилия Клязев или же Кулязев образован от имени Кляш(Келяш), тогда должен быть Кляшев, так же,  как и у Актука Кляшева или же  камкинца Кляша Момкеева.

  Теперь ниже, рассмотрим этих же личностей  по работе Орлова А.М., и  они интересны  тем, что изучая историю д.Ключище, опять сталкиваемся вышеуказанным Мирясем Исенеевым (Исекеевым), где он указан рядом с Аскилем Алпаевым.
Как выше отметил уже, Миряс Исенеев имеет отношение и к Шубине.

Орлов А.М. пишет:

.....ключищинские татары являются первыми служилыми татарами в крае, т.к. они задолго до 1600-х годов  в верховьях Пары и Медяны было образовали свое  стороже­вое поселение.  Потом, эти татары самостоятельно покинули это место........и   жили в татарском селении Паре и её выставках Ново-Паре......

 

Возможно, татары этого поселения про­исходили из темниковских мест.

.......официально Ключищи выделились в отдельное селение лишь в 1638— 1644 годах.
Таким образом, татары этих деревень находились в родственных отношениях.

Часть салганских татар была переведена в Арзамасский уезд, где вместе с татарами Собачьего Острова, Петряксов, Красного Острова, Камкино была наде­лена поместьями.

Ключищи образовалось на казённых землях, приписанных к Ендовищу и Уразовке3.

 

Создав самостоятельное селение(Ключище) , Аскиль Алпаев в 1644 г решил добиться согласия властей на отвод ключищенцам запасных казённых земель Ендовища н Уразовки. 20 марта того же года состоялся сход татар Ключищ, на котором присутствовали представители всех  татарских селений бассейна реки Пара. В протоколе хода перечислены все 16 татар, поселенных в Ключищах, Аскиль Алпаев, Тинган (Тинзай) Бердыев, Кулай Акбулатов, Иванай Кудашев, Доксай Оразаев, Итей Евбухтеев, Бибак Дербышев, Чапкун Алышев, Телекай Сюнекаев, Тулубай Тенебяков, Исмай Худяков, Тапалмыш Айтуганов, Баймаралей Енбарисов, Байбулат Ченбулатов, Боздай Дмитричев, Найман Андреев.

 Образование самостоятельного селения  Ключищи началось с решения Аскиля (Осипа) Алпаева и двоих уразовских татар  Богдашки Девлеткильдеева и Миряски Исенеева, имевших по 119 четей (около 65 га) в поле, отделиться от Уразовки и создать своё селение. Позже названный Малой дачей починок находился в междуречье Пары и Субоя. Он положил начало новому селе нию — Ключищи2.

 

Была введена должность вожака деревни — им стал Бибак Уразов (сын Ураза Дербышева), которому предоставлялось право прини­мать решение «без боярского докладу» по согласова­нию с абызами д. Пары Кадерберды Девлеткильдеевым и Мамаем Тимаевым и своими абызами Оразаем Кандебяковым и Дотаем Ембаевым.....(конец цитаты).

Значит, Миряско Исекеев, так же как и его брат Мамеш Исекеев имели авторитет и вес среди служилых татар. Миряско Исенеев видимо действительно  имел земли по д.Уразовка и возможно по д.Кадомка.

  Думаю, даже в вышеуказанной  статье " Пошлинная  книга 1613г"  темниковец Мамет-мурза Исикеев  (указанный там рядом с Уразом Дербышевым в  отказной на прежние дачи) и Мамеш Исекеев  - является одним и тем же лицом, и  шубинец Миряс Исенеев ( Исекеев) - его родной брат.

 

  И как некоторое  подтверждение этому - моя  статья  Янаю Маметеву(нажмите).. , где мы видим, что в 1718г кадомкинец( Краснооктябрьский район) Ураз Адяев прибыл в Шубино прикрепить за собой поместье своего умершего дяди  в размере 21 четвертей,  и  прибыл с несколькими служилыми из соседних деревень  Кадомки, Кузьминки, Антяровки, Уразовки. И надо думать, что именно в этих деревнях  сохранились и жили  к этому моменту потомки Миряса и Мамеша Исекеевых.

------------

С учетом вышенаписанного  я бы составил такую схему:

  Надо думать, Ямай Мамешев служил по д.Кадомка, т.к. его отец Мамеш Исенеев  имел там земли изначально. Когда умер шубинец  Сяпар Янаев, то проживавший в д. Кадомка  его племянник Ураз Адяев в 1718г претендовал на его земли в Шубине.

 

                                                  М.Максут.

                                                         24.04.15г

 

                                         Продолжение.

 Если круг анализа еще чуть расширить.

Итак, по моему анализу, потомки  Мамеша Исенеева(Исекеева) и его братьев могли быть одновременно в дд. Ендовище,  Шубине и в Грибанове, но и также в других соседних деревнях.

    Точно также у Чиная Байбулатова сын Агишева могли быть родственники изначально в этих же вышеуказанных 3-х деревнях, и вообще других деревнях..
О том, что у Чиная Байбулатова  сына Агишева был дядя  Толубай Агишев в д.Грибаново можно предположить по ПКАУ 1624г, и более утвердительно  из 
№51 История села Ендовище..

 

    Вот имена крупных владельцев Ендовищи из вышеуказанной статьи, и наибольший интерес у меня указанные жирным шрифтом.
Ну, с неспроста пишу этот список, наверняка есть у этих служилых братья или племянники в других деревнях. 
    Этот список прилагаю, в том числе,  и для ищущих своих предков из других регионов. В частности, есть в Татарстане и в Башкирии, к которым приходиться выслать копии книг  "Писцовой 1624г..." или же   Орлова А.М.  " Навеки вместе..." , откуда можно черпать о служилых. 

Сабай Енбулатов,
Мамеш Исенеев
,
Килмай Дипков,
Сафар (Сабай) Дмитриев,
 Мидей Чурмалтаев,
Урмал Досаев,,
 Чапайтемзя Акманов,
 Семай Болтаев,
Тинибек Кудашев,
Ишей Чурин,
Чепкунай Енбулатов,
Досай Байтеряков.
В числе служилых татар с меньшими окладами были:
Чуракертум Ишмаметов,
Булат Мимашин,
Чурак Суслечей Исенеев,
 Банзиги Туболаев,
Тобулай Кудашев.

Если коротко:

Тобуляй Кудашев - это вероятный шубинец Токбулат Кудашев по шубинскому списку 1602г, который уже не указан в списке 1613г.

По Мамешу Исенееву анализ указан выше.
У Сабая фамилия должна быть такая же как у Чепкуна Енбулатова. Возможно, они- два брата. Вообще, Енбулатовы есть и в других деревнях.

Интересно, у указанного мной в статье  

№6 . 1630г. Шубинцы- служилые татары - торговцы в Москве ..

 

шубинец  Клавлей  тоже носит фамилию Енбулатов. Ни в одном списке по Шубине за начало 17 века не отмечен ни один служилый с именем Енбулат. Точно также в этом смысле интересны указанные торговцы лошадьми  Чекинов Клевлей и Нунаев Тобук. Они  тоже не указаны в списках 1602 и 1613гг.
Шубинец Тобук(Токбулат) Нунаев возможно брат  шубинца Тулуша (Толубая) Нанаева ( по ПКАУ 1624г). И род этого Тулуша Нанаева - особый, и он тесно связан с шубинцами Ижбулатом  и Токбулатом Кудашевыми.

------------

2. Чурак Суслечей Исенеев тоже почему-то ассоцируется у меня служилым татарином из камкинского списка  «старым" помещиком  Чурашкой Исенеевым. Возможно- тёзки, а может и нет. Просто слово помещик наводит на мысль, что он - большеземельный, и возможно имеет земли и в других деревнях.
    Я всё к тому, что основавшие то или иное поселение  служилые были местные(старые) и прибывшие, и некоторые из них имели родственников ( братьев) в других деревнях, имели также отцовских поместий. И каждый  из них стремился иметь свое поместье, и не хотел быть в захребетниках. 

 

  Указанные выше жирным шрифтом служилые д.Ендовище  изучаются также в контексте с теми шубинцами, которые указаны в конце переписи 1719г по Шубине, и которые живут во дворе у  потомков Уразая Сунчалеева, в роду у которых есть документально указанный первый абыз в Шубине Кадермет Бикмаметев(Баймаметев, Бикметев)1669гр.

Вот они, семьи  которых жили во дворе у абыза Кадермета Баймаметева.
1. Юнес Мосеев (или Мустаев) 1671гр
2. Аллагул Чинаев 1659гр
3. Молка Кунеев 1663гр.
4. Ишмамай Ишмаев 1654гр

   В то же время, по другому документу, на  часть земли потомка Уразая Сунчалева -Кадермета Баймаметева, претендуют малоземельные татары из д. Медяны. Через Сергачский суд потребовали 21 четвертей земли, т.е. половину поместья. На каком основании? Какая между ними есть связь? Это тоже  интересный  момент. Есть только версия.

   Могли ли быть потомки Чиная Байбулатова сына Агишева в нашей деревне Шубино-  нет однозначного ответа. Но по Шубине по переписи 1719 г есть знатный род Аллагула Чинаева 1655гр.
Можно посмотреть в статье 
№101 Род Гафаровых.

 

 
  А по  д.Грибаново указали выше Толубая  Агишева. И возможно у него был сын Ишмамет Толубаев, т.к. в одном документе ( из интернета)  указано: «Во второй половине ХVII в. поместье Ишмамета Толбаева сына Агишева отмечено в Темниковском уезде".

   Пожалуй, о том, что грибановец Толубай Агишев и чембилеевец  Нуралей Агишев – это братья, можно   с большей уверенностью  сказать, изучая объемную,  замечательную книгу Сенюткиной О.Н., Сенюткина С.Б. , Гусевой Ю.Н. «История татарских селений Большое и Малое Рыбушкино», где указаны границы между основателями  этих  деревень Большое и Малое Рыбушкино и чембилеевскими  татарами, а также расположенными с ними рядом -  группой грибановских татар во главе с Нуралеем Акбердеевым.

Из этой книги также становится  известно, что из свободного земельного фонда,   что было рядом с д.Рыбушкино,  в  1643г чембилеевские  служилые татары получили землю . Вот список:
1.  Нуралей Агишев (старший в группе)
2.Чекаш Сюнеев
3.Урахзбахтей Ильбаев,
4.Миняш Курманов,
5.Кузяз Беляшов,
6. Акбердя Агишев,
7.Толубай Понаев( Конаев)
8.Балабай Цынышев
9. Куней Артуганов.
10. 10.Баксет Аксенов

В то же   время, по ПКАУ 1624г, в самой д.Грибаново  числиться еще служилый Акбулат Акбердеев.

Итак, по моему анализу получается 4 вероятных брата Агишевы:
1. Байбулат, его сын Чинай
2. Нуралей, (в д.Чембилееве).
3. Толубай, (в Грибанове)
4. Акбердей, его сыновья Акбулат ( в Грибанове) и  Нуралей ( в честь своего брата назвал так Акбердя), и его группа расположилась  рядом с Нуралеем Агишевым.

 

Схематически:

 

 

 Были и по нашей деревне в момент его основания  Розбахтей Караев (торговец лошадьми в Москве в 163- ые годы), также  его брат шубинец Янбохта Караев,  а в д.Карга-  Ивашка Караев и Розгилдя Караев. Теперь уже более уверен в этих моментах, т.к. есть документ, где рядом с потомками Бекеша и  Ивакая Караева "всплывает"  еще и 4-ый брат у них.Это Сепай Караев.
Получается по Шубине 2 брата: Янбохта и  Уразбохта, а по д.Карга: Ивакай  и Розгильдя  Караевы. И 5-ый брат у них Сепай  Караев. 
Есть отдельно анализ мой по Караеым.

  Прежде  отметил  родство между каргинцем Тулушем Урусовым и шубинцем Токбулатом Урусовым. Есть другие фамилии для анализа.
Видимо, действительно, предание, которая существует у шубинцев о том, что Шубино, К-Пожарки, Карга обосновались 3-мя  братьями-  соответственно Шоба бабай, Кучкай мурза и Карий бабаем.
Карий - это видимо Карай.

По ПКАУ 1624г служащие д.Карга во главе с Тулушом Урусовым:
( в скобках указаны и другие варианты имен по другим источникам)

Эртуган Коконтаев, 150чети   ( Контаев)
Девлеткильдей Тименеев 150  ( Тюмеев)
 Ишмамет Чиникеев, 150         (Чинеев)
Елдаш  Чернев по 100 четей  (Енваш или Елдаш  Черкаев)
 Булай Ботеев по 100 четей,   (Бурай Бутеев)
Тулуш  Урусов, 80
Черкаш  Урмашев, 70  (Урмашев)
Алыш Байбулатов, 50  (Алей)
 Иваш Караев 170 чет, (Караваев)
Оламаш и Мамешка Тулубаев  по 80 , (Оламет)
Евлейка Митюков - 80 четей.

Далее, по тексту: с отцовских поместий писаны (т.е. без собственных поместий):
Ижбулат Кудашев
Енбулат Ермашев.

---------------

Нередко, в  моем анализе повторяются одни и те же служилые, но это для того, чтобы сохранить последовательность своих мыслей и для легкого восприятия текста.
И так, выяснили выше, что в ендовищенском списке есть некий Тобуляй ( Токбулат) Кудашев, с таким же именем  есть и в шубинском списке 1602г.  Зато по ПКАУ 1624г наш шубинец  Токбулат Кудашев уже не указан  в шубинском списке, а есть он в списке малых  землевладельцев по д.Ендовище.   У этого шубинского Токбулата Кудашева  должен быть брат "каргинец-шубинец" Ижбулат Кудашев. 
 

С другой стороны, как известно, Ижбулат Кудашев еще в начале 17 века перешел в Шубино из д.Карга. И  по ПКАУ 1624г в  каргинском списке  указан безземельный  Ижбулат Кудашев с отцовского поместья, и  он же по ПКАУ 1624г указан по Шубине "во дворе, но без дач".

 Получается, Ижбулат Кудашев -безземельный, и по Шубине тоже.


  В то же время, есть  поздние документы, и по ним потомки   Ижбулата Кудашева  к середине 18 века имели много земель, и часть его потомков к концу 18 века числились  купцами.

Если  еще учесть то, что потомки Ижбулата Кудашева в начале 19 века сообщают, что они имеют земли в 16 деревнях ( подумать только!). Получается, что они имели  так много от других братьев или дядей? 
О потомках купеческого рода Ижбулата Кудашева есть на сайте.Это род  Мавлютова  Наиль абый и и Якуповы Осман абый.

По родословной узнаем, что отца Кудаша звали Куняй (1525гр ориент)..

На сегодняшний день уже имею еще дополнительные документы по этому роду, в том числе и от  рыбушкинца Каюмова Рамиля. Только эта часть информации не включена на сайт.

 Причина перехода  Ижбулата Кудашева  в Шубино ясна, а вот интересный вопрос:  к кому?

Думаю, к родному  брату в Шубине -Токбулату Кудашеву, который указан в списке 1602г, но не указан в 1612г.

 Такой знатный род Ижбулата  Кудашева интересен мне еще с тем, что его внук Токбулат Акбулатов жил у моего предка Акберди Алтышева 1657гр ( ибн Мамеша Исекеева) в Шубине.

Надо думать, что и сам Ижбулат и его сын Акбулат женились поздно. У Акбулата даже старший сын Молка рожден в 1689г, а Токбулат в 1694г. Или Молка и Токбулат уже от 2-ой жены. Их отец Акбулат Ижбулатов  был призван в 1707г на военные сборы, и, видимо, погиб- не вернулся.  К моменту выбытия на военные сборы Акбулата, его сыну Токбулату было 13 лет, а Молке- 18 лет.
Как известно, мой предок Акбердя Алтышев имел выморочные земли от Бурнаша Чепкунова 42 четвертей и 21 четвертей  от своего отца Алтыша Маметева ибн Исекеева. 

--------------------
 
Учитывая род Ижбулата Кудашева сына Кунеева как большеземельного, уместно сказать, как при разборе земель и указании границ  д.Пара на р.Пара,  в  ПКАУ 1624-26гг встречается «… межа Кузьмы Судеярова с товарищи поместной земли (….…) Пары от татар от Ураза Дербышева с товарищи усаду и пашне и сенным покосом от старово мосту на р. Паре повыше Кудашева двора от новой прорвы к ……».  Не этот  ли  Кудаш является отцом  нашего шубинского  Ижбулата?  Хотя, таких служилых  с именем Кудаш,  было немало в Алатырском уезде в тот период.
Просто интересно: что за  двор ( видимо отдельный)  и какого Кудаша? И какой его статус?


С именем Куней в начальный период нашей деревни  был единственный Ишей Кунееев. Его потомки тоже хорошо изучены, но нет документального подтверждения родства Ишея Кунеева с Ижбулатом Кудашевым, хотя   нет документального подтверждения родства братьев Розбахтеевых.

 --------------

 

В той же ПКАУ 1624г (стр. 123) указаны д. Кунеево, Новодракино тож на р. Суре и д.  Кунеево ж, Стрельниково тож нар.Суре, где во
2-ой  деревне, во   дворе указан Атуда мурза Кунеев. Для анализа по ним нужны истинные их имена. По ним есть только версии.

 

По имени Ишей в работе Сенюткина С. Б.. « История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв» в разделе § 2. Образование селений служилых татар-арзамасцев с последней... пишется:

35 АЛА. № 145. С. 186-187. Родственные связи клана Енговатовых-Енибяковых восстановлены на базе сопоставления ряда документальных материалов (АЛА. № 88. С. 95; № 96. С. 104; № 145. С. 186; № 265. С. 359; ГАНО, ф. 157, оп. 1, д. 154. Т. 1, л. 59; ф. 1404, оп. 1, д. 25, л. 1) и выглядят следующим образом:

Енговат (владелец Изинбулова усадища на Сатисе в 70-е гг. XVI в.)

Тенебяк арзамасский мурза, владелец земли под Ичаловым в 1594 г.

Енебяк мурза Енговатов (1594 г.)

Теникей владелец поместья в Ареховце не позднее 1610 г.

Ишей владелец поместья в пустоши близ Шубино в 1602 г.

Баймамет служилый татарин в Камкино в 1600 г.

Тохтар служилый  татарин в Камкино в 1600 г.

Айдар мурза податель челобитной в 1599 г. и активный участник «Смуты», глава отряда сжилых татар, сражавшегося с войсками  В. Шуйского.
 1 *АПА.№ 145. С. 186. 38 там же.


Отсутствие связи   Ишея Кунеева я исключил  в статье 

№3 1618г . Енибяковы (Енбаковы)..

----------------
Не оставляет в покое личность Бекбулата Шобы, чьё имя носит наша деревня.

В статье   №4 Список служилых1624г..

 

 , во 2-ой её части, я цеплялся хоть за что нибудь, откуда можно было бы оттолкнуться,но….

 

Мной изучены имеющиеся в интернете Писцовые книги  разных уездов ( мои благодарности авторам) :

Писцовые книги Рязанского края XVI век. Том I. Выпуск первый.
Писцовые книги Рязанского края XVI и XVII веков. Том I. Выпуск второй.
Писцовые книги Рязанского края XVI и XVII веков. Том I. Выпуск третий.

------------------
Писцовые книги Рязанского края XVI век. Том I. Выпуск первый.
Писцовые книги Рязанского края XVI и XVII веков. Том I. Выпуск второй.
Писцовые книги Рязанского края XVI и XVII веков. Том I. Выпуск третий.

Осталось изучить глубже материалы по Курмышскому и по другим уездам.
Понимая, что в наши края в начале 17 века могли прийти в том числе служилые и из дальних регионов, в том числе подмосковных, понимая, что могут быть множество однофамильцев, всёравно  особо хочется узнать  о шубинце Бекбулате Шобе. 

 

                                                         М.Максут. 

 

     В контексте того, что Бекбулат Шоба участвовал в 1611г при размежевании земель в д.Чуфарово,  изучена (неглубоко) Писцовая книга Арзамасскаго уезда 1621—23 гг | Форум (мои благодарности автору).

     Есть в этой работе  некоторые татарские имена, но  конкретно по нашим шубинцам ничего не найдено.Тем не менее, в контексте «знай свой край», можно обратить внимание на некоторые фамилии, проживавших тогда в  Арзамасском уезде, которые поселились  еще в конце 16 века. Это в основном княжеские роды и боярские дети, часть которых тоже были призваны служить отечеству.
В этом списке находим также жильцов из Казанского,Свияжского, подмосковных
  уездов, которые имели земли в Арзамасском уезде, в том числе на нынешнем Гагинском.
     Встречаем также известных нам Патрикеевых, Неустроя Арбузова, Неклюдовых, Бреховых, на земли которых в начале 17 века осели наши предки шубинцы.
    Также находим Чуфаровых, Яна Богатого, которые соответсвенно обосновали дд. Чуфарово и Яново, которые находятся рядом с д.Шубино.
    О Чуфаровых я уже упомянул в статье
 №46 Чуфаровы.. или более в статье№4 Список служилых1624г..

 

  во 2-ой части текста, анализируя по личности Бекбулат Шоба.

    Некоторые фамилии из Писцовых книг Рязанского и Арзамасского краев – тоже совпадают, схожие роды.  По Рязанскому списку в одной семье  были дети с татарскими и русскими именами. Другой источник сообщает, что хоть и имели русские имена, но якобы свою веру они не поменяли.
  Узнать  о
Бекбулате Шобе через   представителей рода Чуфаровых, Арбузовых, Патрикеевых, Бреховых тоже не удался.
Всё же, например, на следующих страницах указаны (нажмите на цифры с красным цветом) некоторые интересные моменты:

10   Иване Григ. Чуфаров, Василий Кунеяров сын Чуфаров, Иван Кинбулов сын Чуфаров.
53   Неустрой Арбузов имел еще поместье в д. Татищево.

149  и 150   Ян Богатый имел земли  еще в д.Ключище на р.Пузе.
155   была д.Кудеярово на р.Иникуш.
161   д.Кудеярово пустошь( другое название Муратово тож). Там же о Неклюдовых.
175  Бреховы, Неклюдовы, Третьяковы

199  чебоксарский жилец, плюс Иван Чуфаров
213 Томай мурза Мустафин

232 связь Петра Бессонова сына Чуфарова с Иваном Зыковом. Именно с такими данными - Иван Зыков ( и его брат Семен) есть по Писцовой книге Алатырского уезда, где при разборе служилых  д.Семеновка  указано, что «за ними была пустошь Исаковская". Возможно,  однофамильцы, может и нет.

236  упоминаются схожие  названия деревень Ключище и Ендовище с татарскими  деревнями по Алатырскому уезду.

258  на берегу р.Пьяна д.Брехов

273  Ченбулово, Онучино тож.

-------------------

Есть не менее интересные моменты и в статье Дети боярские Воронцовы  

 

                                             М.Максут.  26.06.15г

 

Продолжение. 25.01.17г.

     Поиск регионов, уездов, местностей, откуда могли прибыть  в наши края служилые татары и каковы между ними вероятные родственные связи, продолжается мной по работам некоторых историков.

   В последнее время, пусть не в полном объеме, и не так глубоко, но с большим интересом ознакомился работами историков М.М. Акчурина и А.В. Белякова, также М.М. Акчурина и М. Ишеева, где речь идет об служилых татарах.
Думаю, продолжение этой части статьи будет интересным прежде всего для  татар нашего края.

В двух работах: «Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г» ( Сост. М.М. Акчурин, А.В. Беляков. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015.) (далее как «Темниковский список» )  и
«Писцовой книги Алатырского уезда 1624г» ( Москва-Н.Новгород, ИД «Медина, 2012г)( далее как ПКАУ1624г),  мы узнаем немало интересных моментов, в частности, в каком населенном пункте  несли  службу  служилые татары до появления в наших местах, рядом  с какими служилыми татарами они указаны в этом  «темниковском списке» и в ПКАУ1624г, кто могут быть еще у них братьями в нашем крае и в каком населенном пункте они получили земли за службу и т.д.
  Тема довольно интересная, ведь от  этих служилых идут нынешние многие жители нижегородских татар.
В этой части статьи будет чуть  конкретизация : из какого населенного пункта темниковского уезда они прибыли.

 Некоторых  служилых можно найти в двух списках: 
в «темниковском» и в нашем «алатырском». Некоторые уже  выше частично  анализированы.

--------------------

Еще раз возвращаясь к Судеяровым, Дербышевым.

Судеяровы. 
В ПКАУ1624г указаны по д.Пара на р.Пара (ныне в районе д.Кузьминка) Кузьма  Судеяров (170 чети земли) и его брат Утеш Судеяров (170 чети), и  земельные границы Кузьмы Судеярова  и его товарищей  граничили  с трехозерскими служилыми татарами.

 А в другом, в «темниковском списке»,  по поводу этих  2- х братьев под
 №453 на листе 316 указано: «За Бигишем мурзою Елмамет мурзиным сыном княж Еникеевым, по боярской грамоте и по выписи воиводы Ивана Бутурлина 120-го году (1612г) , подгородные пашни, что было в поместье за татары, за Утешем да за Кузьмою Судеяровыми, добрые земли, десять чети в поле, а в дву потомуж…..».

Отсюда и допускаем, что два брата Судеяровых потом перебрались к нам в Алатырский уезд - в наши деревни. В ПКАУ1624 кроме этих двух братьев указан еще вероятный у них 3-ий брат Тугайко Судеяров – неверстанный поместным окладом.

 

Дербышевы.  В ПКАУ1624г рядом, в одном списке по д.Кузьминке, Алатырского уезда, с братьями Судеяровыми указаны еще 3 брата : Алмакай, Ураз, Урахбахта Дербышевы. А в «темниковском списке» (на стр 153 ) под  №454 указано  следующее: « За Аммаметем мурзою Исинеевым сыном княж Тенишевым, по боярской даче и по государеве, цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, по возной грамоте 121-го году, и по выписи воеводы Михаила Дмитреива *122-го году, в селе на Старом Городище205, на ево жеребей двор помещиков …… Пашни паханые помещиковы, добрые земли, десять чети, а крестьянские пашни пять чети в поле, а в дву потому ж. Сена на Ушмарской поляне сто пятьдесят копен. Да за ним же, по той государеве грамоте, *в деревне в Дракине, вопче206 с татарином с Уразом Дербышевым, на иво жеребей полови ну двор помещиков ………».
Значит, в д.Дракино Ураз Дербышев имеет общую землю по грамоте 122-го года (1614гр) с  Аммаметем мурзою Исинеевым сыном княж Тенишевым.

 

В ПКАУ1624г указан по д.Турдоман, Алатырского уезда указан еще  прибывший темниковец неслужилый татарин Булайко Дербышев.

На карте Темниковского уезда можно найти д. Дракино. Она слева в нижнем квадрате.

 

Как указано  в том же  «темниковском списке», служилые Дербышевы имеют 2 линии.

Выдержка из работы:  «Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда»:

 

«Дербышев Байбулат, сл. тат. 23, 52об.
 Дербышев Сюнчелей, мурза – предположительно, князь Седехметев. Правнук князя Седехмета, дяди князя Акчуры Адашева (уп. в 1509 г.) 295, 330
Дербышев Тюмей, – см. Сухов Тюмей Дербышев сын
Дербышев Ураз, сл. тат. 13об., 277, 316об., 321, 322.
Сухов Тюмей Дербышев сын, мурза – потомок Сухая Кугушева (уп. в 1568 г.), родственник Хозиным 243
».

Дальнейший анализ по Дербышевым и Судеяровым требует более глубокого анализа.
А вот служилого татарина Актука, который своей группой обосновал д.Актуково,Алатырского уезда(ныне Красноокбярьского), Сенюткин С.Б. считает братом Ураза Судеярова   или же  Ураза Дербышева ( из книги Орлова А.М. «Навеки вместе.2 часть»).

    При изучении Дербышевых и Судеяровых стоит обратить внимание и на тот момент:  с кем они рядом  указаны  в списках по Алатырскому или же Темниковскому уездам, и попробовать поискать других служилых путем сверки 2-х этих списков.


   Например, рядом  с вышеуказанными Судеяровыми и Дербышевыми по ПКАУ1624г    той же д.Кузьминки находим и вышеуказанных темниковцев  Уразбахты Исекеева, Утяша Сюндюкова, Енбарса Сюндюкова.  Последние указаны  и в « темниковском списке».

Выдержка из «темниковского списка», живущие в дворах в Ширлейской слободе:

(л.13) двор служивого татарина Кошая Байкеева;
двор служивого татарина Утеша Сююндюкова;
(потом  в  д.Кузьминки)
двор служивого татарина Булаша Барашева;
двор пуст  Утеша Судеярова;
( т.к. перебрался   в  д.Кузьминки)
двор служивого татарина Нагая Бокаева з братею;
двор служилого татарина Резапа Иванова;
двор служивого татарина Ишея Табыева;
 двор служивого татарина Ишея Сатаева;
 двор служивого татарина Уразбахта Исекеива;
(потом  в  д.Кузьминки)
 двор служивого татарина Ураза Дербышева;
(потом  в  д.Кузьминки)
 двор служивого татарина Маметя Досаева;
(потом возможно в д.Ендовище)
двор служивого татарина Уразгилдея Таникеева.

Даже, может быть,   указанного   Маметя Досаева  потом можно найти  в д.Ендовище (прежде Васпомры, Алатырского уезда) вместе с другими его братьями.

Возвращаясь к названию д.Актуково нынешнего Красноктябрьского района, то проведен  мной такой анализ.

Как известно, в работе Орлова А.М., по д.Актуково  указываются Актук Кляшев и его сын Мамоделей Актуков, возглавившие новую группу татар. Рядом с ними упоминается сын Утяша Судеярова - Атуган.

В списке служилых  1680г ( РГАДА. Фонд 210 «Разрядный приказ», опись 7а, книга 17 «Дела разных городов») указаны:
1. Мамоделей Актуков сын Судеяров.
2.Бекбулат Кудайбердин сын Судеяров.

3.Айдар Алмакаев сын Судеяров
4.Тобай  Урабаков сын Дербышев.( М.М. –д.б.Уразбаков).
5.Пятай Уразов сын Дербышев

Значит, надо думать, были потомки у этих служилых Дербышевых и Судеяровых в конце 17 века в нашем крае. Только вот непонятно: Орловым А.М.  Мамоделей указан как вероятный   сын у Актука Кляшева, а в списке 1680г  указано служилый :"
Мамоделей Актуков сын Судеяров". Почему не "Кляшев"?.
Тогда  Мамеш Исекеев (Исенеев) сын Кулязов тоже может быть как Кляшев, а не Кулязев? Или вовсе не Кулязевы, а Исекей и Актук  Судеяровы, т.е. 2 брата.

А вот у Пятая  Уразова возможно есть сын Ишалей  по д.Кузьминки.

 

Понятное дело, что вышеуказанными именами  список темниковских приходцев в Алатырский уезд не заканчивается, есть и другие,не менее интересные служилые. Всё это можно найти сверяя 2 списка : "темниковский" и "алатырский".

Если чуть расширить анализ по Актуку, то в ревсказке 1718г по д.Актуково указаны 2 семьи, которые идут друг за другом.Это семьи Кудея Мамеделеева 1643гр(черным)  и Кудея Кудайбердина 1679гр(красным).
А Бекбулат Кудайбердин сын Судеяров поставлен в контексте с Актуком.
С учетом всего вышенаписанного и указанных двух семей в ресказке, а также данные по списку 1680г, то можно поставить и такой вариант. 

Но по моей схеме можно думать, что Актук Судеяров и Кудайбердя Судеяров- это возможно братья. И отцом возможно у них является Судеяр Кляшев(Куляшев). По аналогии Мамета Исекеева или Мамета Кулязева, т.е. Мамета Исекеева сына Кулязева.

 

В статье 
№6 . 1630г. Шубинцы- служилые татары - торговцы в Москве ..

 

 

 среди шубинских торговцев в 1630г  рядом с  Уразбахтой Караевым шубинец указан Клавлей  Енбулатов. Данного Енбулата невозможно связать в родственном  отношении с каким –либо служилым по д.Шубино.
 Но в то же время, учитывая, что именно в книге указаны как торговцы  татары дд. Шубино, Семеновки и  Ендовище, то можно допустить их близость родовую близость  и не простой  статус у них.
В то же время, по ПКАУ1624г по д.Васпомры( Ендовище) указаны Чепкун и Собай  Енбулатовы. Возможно, все эти Енбулатовы  – родственники.
И  еще есть такой момент из одного архивного документа, где отмечается, что после смерти шубинца  Янгильды Алмакаева ( сына  Бекеша Розбахтева) его земли перешли ендовищенцу Абучке Тимаеву сыну Алмакаеву. А Алмакай- это племянник  того же Уразбахты  Караева. Значит, надо думать, что сын Алмакая перешел был в д.Ендовище. 

 

  Тема без сомнения интересная. Может быть не далек тот день, когда наши земляки нижегородцы по- настоящему заинтересуются своими дальними предками. А я уверен, что неизученных документов в архивах  немало. Изучая историю одной  деревни - выйдут имена и фамилий других деревень, в том числе шубинцев.

 В этой статье для меня лично наиболее интересным является следующие моменты, и в особенности Миряс и Мамеш Исекеевы.
1.По д.Пара  есть служилый Мирас Исекеев(Исенеев), который указан рядом с Уразом Дербышевым, а другой раз Ураз Дербышев указан с Маметем Исекеевым(Исенеевым).
2. В списке 1613г  по д.Шубино  вместо Иткина Мирясева прибывает  Миряс Исенеев(Исекеев).
3. шубинец Янай Маметев является родственником моего предка Алтыша Мамешева, рожденного  ориентировочно между 1625-1630гг. 
-------------------
В другом документе, полученном от Рамиля Каюмова, указано:              

Содержание текста:
"В нижнею расправою утверждено Максютом Абдуловым, Арекулом Асеевым,Биктимиром и Рафеком Мурсалимовым по выписи 7131г (1677г), 4 сентября, из предковской их Алтышки Маметева отказной за него отцовской его 20 четвертей, да выморочной татарина Бурнашки Чепкунова 42 четверти без третьника".

Значит, отцом моего Алтыша действительно является Мамет (Мамеш). И он должен быть в родстве с шубинцем Енаем Маметевым, который указан в списке 1624г рядом с Бурнашем Чепкуновым(друг за другом идут). Если  Бурнашу Чепкунову обещано 40 четвертей земли, то Енаю Маметеву 150 чети.
Но есть еще в Шубине  за 1625-1630гг  Иткин Мирясев сын Исенеев - торговец лошадьми в Москве в 1630 -ые годы.
В том же списке 1624г  по Шубине "во дворе"  указан Аннейка Мирясев. Думаю, возможно Акней.

С учетом всего, вышеуказанную схему потомков Исенея (Исекея) повторно поставим здесь:

  В том же  полученном от того же Каюмова Рамиля  документе, как продолжение текста, после разбора по Шубине,  в том же документе  указан " Алтыш Маметев сын Исенеев".

Значит, моя эта схема, начерченная еще 2 года тому назад, т.е. в июне 2015г, похоже имел право на существование! 
И что мой род берет начало от рода  Миряса и Мамеша Исекеевых (Исенеевых).

В документе указан Алтыш Маметев сын Исенеев. 
Нужно выяснить линию предков мурзы Карамши Бибаева.

                           26.06.15г
                           25.01.17г. (обновление)

                                 

                     

05.08.17г. Продолжение.

О вышеуказанных Мамешевых,  Дербышевых и Судеяровых достаточно подробно написано в работах Сенюткиной О.Н.,Сенюткина С.Б, Орлова А.М.
Не думаю, что мой такой анализ на этой странице  является лишним, невостребованным. Хотя бы вот такой пример.
Еще недавно, в апреле 2017г,  познакомился искателем своих предков А. Бигельдином, предки которого выходцы из д.Ключище.
См « Гостевую» сайта.

Некоторое время мы с ним контактировали, обменивались архивной  информацией. Его упорный поиск привел к результату:  его предком является Бибак Дербышев, который является братом Ураза Дербышева – вероятного основателя д.Уразовка Краснооктябрьского района.
Свою порцию благодарности получил и я от него.

В ответ он еще поделился копиями архивных документов, где речь идет о создании ( составление договора)  д. Ключищи.
Дело из 8 странниц. Прилагаю 2 стр. В этой работе также упоминается и вышеуказанный Мамеш Исекеев.

 

А что касается вышеуказанного первоначального  поместья Ураза Дербышева в д.Дракино (см карту выше), то со слов А.Бигельдина сейчас она называется д.Ворона, т.е.Карга.  
Интересно! По аналогии с д.Карга, Краснооктябрьского  района.

 

10.1.17г.
Выяснили моего предка звали Алмыш Маматев(Мамешев) сын Исенеев(Исекеев). С личностью Мамешем Исекеевым достаточно хорошо ознакомились по работам наших историков.
По вероятному моему предку Мамешу Исенееву(Исекееву) сыну Кулязову проведен дополнительный анализ в контексте с ендовищенцами братьями Енбулатовыми, и свое видение (версия) их связи излагаю здесь.

Ендовищенские Чепкун и Собай Енбулатовы и шубинский  Бурнаш Чепкунов.

Почему интересны для меня эти личности?
Потому, что:
1. моему предку Алтышу досталась выморочная земля Бурнаша Чепкунова. Хочется выяснить: чей он потомок. Он шубинский или сын ендовищенского служилого Чепкуна Енбулатова.
2. Если ендовищенского, то указанный в статье "Торговцы лошадьми... в 1630г"  наш шубинец Клавля Енбулатов может оказаться родным братом у ендовищенских Енбулатовых Чепкуна и Собая.
Анализ.

В начале 17 века, момент основания нашей деревни Шубино, среди служилых по имени Чепкун были:
1. Чапкун Барашев в списках  1602 и 1613гг, который потом исчезает вовсе.
2.  В списке 1624г появляется Чепкун Тулушев «во дворе, но без дач, т.е. на отцовском или братском поместье», от  которого потом родовая земля достался Смольяну Чепкунову с братьями. Об этом подробно здесь
    
№25 Межродственные связи потомков у служилых

 

 

Ни в одном документе пока  не встречается  родственная  связь   Чапкуна Барашева или  Чепкуна Тулушева с предком моего  Акберди Алтышева.
Поэтому, может быть, указанный в списке 1624г друг за другом «служилые во дворе» под №18 Бурнаш Чепкунов  и  №19 Емай Маметев   друг с другом были как-то связаны «особо», и соответственно, допускаю, что Бурнаш Чепкунов может явяться сыном ендовищенца Чепкуна Енбулатова, а  Емай Маметев является  сыном Мамеша Исекеева. И Чепкун Енбулатов и Мамеш Исекеев(Исенеев) указаны прежде по ендовищенскому списку.
Указанные рядом, последовательно  в Писцовой книге 1624г по Шубине:
16.Бурнаш Чепкунов 40 чети,
17.Чюрайка Кудашев 40 чети,
18.Енай Мяметев 150чети,
косвенно говорит об их близких «отношениях», где Чюрайка Кудашев возможно является родным братом шубинско-каргинского служилого Ижбулата Кудашева.

Повторяюсь:  нижеуказанные  в ендовищенском списке  3 пары братьев
Сабай Е(н)булатов,
Чепкунай Енбулатов
,( возможно в Шубине его сын Бурнаш Чепкунов)
-------
Чурак Суслечей Исенеев,
Мамеш Исенеев
 (его брат Миряс Исенеев в Шубине в 1613г)
--------
То(к)булай Кудашев
( он в Шубине в 1602г, потом возможно в Ендовище)
Тинибек Кудашев
(вероятный брат Ижбулата и Токбулата Кудашевых).

были "хорошо знакомы"   еще до образования наших деревень в начале 17 века.

1. По списку  1613г стало известно, что вместо Иткина Мирясева указан Миряс Исекеев(Исенеев), т.е. вместо сына  «пришел»  отец.  А ведь  Миряс Исекеев  по Писцовой книге 1624г указан  еще по д.  Пара, который служит « с отцовского поместья».
2.  В то же время к 1630г по статье №55 известно, что среди торговцев  лошадьми  по  д.Шубино были  Иткимай(Ишкимай) Мирясев и Клавля Енбулатов. С именем  Енбулат или фамилией Енбулатов в Шубине в начальных списках не указан  вообще никто. 
3. Из той же статьи №55  стало известно, что торговцы –шубинцы  указаны рядом  с  семеновцами  и яндовищенцами, и шубинцем  Уразбохтой Караевым. Надо думать, к 1630г  все они хорошо уже знали друг друга.
Поэтому,  с учетом изменений  списка у шубинцев  к 1613г (см выше), и списка  служилых  д.Ендовище 
 №51 История села Ендовище.., где указаны рядом  Сабай Енбулатов,Чепкун Енбулатов и Мамеш Исенеев, не исключаю, что отцом у  Бурнаша Чепкунова  является  ендовищинец Чепкун  Енбулатов, т.е брат  шубинского  Клавлея Енбулатова- «торговца лошадьми».

Братья  у Исекеевых и Енбулатовых, возможно, или точнее сказать,   были и в других деревнях, и  они  являются основателями других деревень нашего края  в 1-ой половине 17 века.

----------------------
Возвращаясь по поиску  предков  братьев  Караевых,  в контексте изучения работы И.Р.Габдуллина   (нажмите, ссылка на самой нижней строчке) 

http://mrodnov.ru/fr/4/public/Turush.pdf

 известно, что  предком у них является  Нарык Кукусев.
Но указанный в темниковском списке за 1613г некий Карай мурза Исаков - тоже интересен для анализа.

 На такую мысль наталкивает то, что  в той же статье №55  рядом с шубинским Уразбахтеем Караевым  упоминаются  еще 2  татарина – торговцы с лошадьми из д.Исаковская:
1.Ненмасов Ерлегай
2.Бегшиев Аллагул .
Ведь известно по  работам историков, что деревни Пошатово и Исаковская выставились из д. Семеновка. Это местность называлось раньше «пустошь Исаковская». Наш историк Орлов А.М. пишет, что  еще ранее 17 века,  в Алатырском  уезде поселился «…некий Исаак, создавший свое селение. Но он покинул его и ушел в неизвестном направлении».

Отрезок из темниковского списка за 1613г. Некоторых из них, переходцев из темниковского уезда в Алатырский,  я указал в этой  статье, а некоторые -интересны для дальнейшего сравнительного анализа- сопоставления.

Взять того же из нижеуказанного неотмеченного красным Енбулата Чекашева, то он найден по Писцовой книге Алатырского уезда по д. Ивановская, Мамеш Досаев найден по д.  Васпомры( Ендовище), а  вероятного 3-го сына сына нижеуказанного Юдигера (Идегера) по имени Уразгильдея - находим по д. Ярыгино, далее Красный Остров. 
 Небольшой аналогичный анализ этого листа  указан также на моей родословной.

                                         

                                     М.Максут.

Как заключение.

Раньше, местность, равнина, что рядом с нынешней д. Кузьминки, Краснооктябрьского района, носила название «Совьи горы». Видимо, с учетом наличия  там крутых холм. Там находилась д.Пара на р.Пара, и от той деревни в 17 веке выставились несколько деревень и немалое число служилых  людей. Какими они были  – на сегодняшний день  мы уже  имеем представление. И я бы назвал эту местность по своему-  «Соколиным гнездом». Именно из этой местности в том числе,  вышли боевые, славные наши  предки в прошлом. А в мирное время было и есть множество тружеников и религиозных людей.

 Те, которые пришли на эту местность из Кадомско-Темниковско-Касимовских  мест, ассоциируются у меня со следующим.
Как известно, Кадом известен с 1209г. И в  середине  XVв Кадом с округой был отдан в удел казанскому царевичу  Касиму   и до конца XVII в был в составе  Касимовского ханства.
Сегодняшний  Кадом – это административный центр Кадомского района Рязанской области.  

Сказанное С.Баймухамметовым в его книге «Призраки истории» есть слова: « Не случайно тогда  на Руси считали, что самые культурные-  владимиро-суздальцы, самые богатые- новгородцы, а самые воинственные- рязанцы».
Думаю,  это высказывание адресовано более ранним рязанцам, но я бы точно также как 
воинственные охарактеризовал и наших предков – алатырцев ( арзамасцев, курмышцев).

 В этой вышеуказанной моей  статье указан лишь узкий анализ  нескольких случаев вероятных  родственных отношений между служилыми  татарами  в период формирования наших деревень, и надежность написанного требует дополнительных документальных подтверждений. Думаю, документы есть еще в архивах, и они могут прояснить.
Сколько найдено архивного материала по д. Шубино,  где также  попутно  выходит информация о служилых татар соседних деревень.
А что касается находки моего предка Алтыша Мамешева сына Исекеева(Исенеева) - то не помешало   иметь  дополнительные доказательства, хотя в  своем поиске и находке я уверен. Поищем дополнительные подтверждения.

 

 

                                                М.Максут
                                           15.10.17г

                                                                   

Автор сайта:

Песни на стихи М.Максута.
Музыка Ф.Динара.

  В исполнении Ф.Динара.

№1. 15 ел бергэ
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.5 MB
№2. Кайда яшьлек елларым
08 Дорожка 8.wma
Windows Media Music File 3.3 MB
№4. Сөйгэнемэ барам
14 Дорожка 14.wma
Windows Media Music File 3.0 MB
№5. Мэрхэмэтле безнен энилэр.
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№6. Жырлыйк,дуслар
01 Дорожка 1.wma
Windows Media Music File 3.8 MB
№7. Сагышлар
06 Дорожка 6.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№8. Еллар утсэ-утсен инде
11 Дорожка 11.wma
Windows Media Music File 5.0 MB
№9. Ак кошларым
15 Дорожка 15.wma
Windows Media Music File 2.9 MB
№10. Дустыма
Дустыма.mp3
MP3 Audio File 3.1 MB
Энкэйлэр.mp3
MP3 Audio File 2.9 MB

"Минем табибым"

https://ok.ru/video/866745913749

Нажав на ссылку Другие песни..можно просушать еще 4 песни:
- Газиз анам
- Минем табибым
- Туган авылым
- Энкэйлэр.

 

М.Максут.